16.09.2024

ссылка на статью: бухвести.рф/164428

Плата за негативное воздействие на окружающую среду при наличии в собственности транспортных средств и аренды офиса

Организация находится на общей системе налогообложения.
Имеет в собственности транспортные средства (машины).
Оплачивает аренду помещения, возмещает коммунальные услуги.
Должна ли организация уплачивать сбор за негативное воздействие на окружающую среду?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Если в процессе деятельности организации образуются исключительно твердые коммунальные отходы, то она не является лицом, обязанным вносить плату за НВОС и представлять соответствующую отчетность. Плательщиком в этом случае будет выступать специализированная организация, соответствующая статусу оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Законодательством не предусмотрено взимание платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за негативное воздействие на окружающую среду (атмосферный воздух) передвижными источниками.

Обоснование позиции:

Хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде (ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ). Плата за НВОС взимается (ст. 16 Закона N 7-ФЗ):

- за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

- хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Пунктом 1 ст. 16.1 Закон N 7-ФЗ предусмотрено, что плату за НВОС (далее - плата) обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие:

- деятельность, оказывающую НВОС. За исключением лиц, которые осуществляют такую деятельность исключительно на объектах IV категории;

- размещение отходов (за исключением твердых коммунальных отходов, ТКО), которые образовались при осуществлении их хозяйственной и (или) иной деятельности.

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к I, II, III и IV категориям, утверждены постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2398. Лица, у которых не возникает обязательств по внесению платы за негативное воздействие, не должны подавать и соответствующую декларацию.

Само по себе образование отходов в соответствии с Критериями не является признаком отнесения объектов к какой-либо из четырех категорий объектов НВОС. Если на объекте образуются отходы, но при этом отсутствуют иные виды негативного воздействия, указанные в Критериях, такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта НВОС (п. 5 письма Росприроднадзора от 31.10.2016 N АС-09-00-36/22354).

Офисные помещения относятся к IV категории объектов HBOC при соответствии подп. "2" п. 7 ч. IV Критериев и отсутствии на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды (источников выбросов в атмосферный воздух) (письмо Росприроднадзора от 29.09.2016 N АА-03-04-32/20054). Соответственно, в большинстве случаев в отношении офисов вносить плату за НВОС не требуется.

Лицами, обязанными вносить плату за НВОС при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов (далее - ТКО, ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ), являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. То есть платит за НВОС при размещении отходов тот, кто эти отходы произвел, вне зависимости от факта передачи другим лицам права собственности или иного права на размещенные отходы (абзац 2 ч. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ, письмо Росприроднадзора от 29.03.2016 N АА-06-01-36/5099).

При этом плательщиками платы за НВОС при размещении ТКО являются региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению (абзац 2 ч. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ).

С 1 января 2015 года законодательством не предусмотрено взимание платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за негативное воздействие на окружающую среду (атмосферный воздух) передвижными источниками, например, автомобилями (ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 28 Закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", письмо Минприроды России от 23.07.2015 N 02-12-44/17039, письмо Росприроднадзора от 03.08.2015 N АА-06-01-36/13498).

Таким образом, если в процессе деятельности организации образуются исключительно твердые коммунальные отходы, то она не является лицом, обязанным вносить плату за НВОС и представлять соответствующую отчетность.

В заключение отметим, что данный ответ выражает наше экспертное мнение и не препятствует руководствоваться нормами законодательства РФ в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в приведенном ответе.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

- Энциклопедия решений. Плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) (август 2024);

- Вопрос: В деятельности организации (ООО) образуются только отходы офиса (бумага и т.п.). Объектов, оказывающих негативное воздействие, нет. Организация заключила договор с региональным оператором по вывозу мусора (ТБО), соответственно, она ежемесячно оплачивает услугу по вывозу мусора. Должна ли организация отчитываться в Росприроднадзор и сдавать декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год? Необходимо ли внести плату за негативное воздействие на окружающую среду? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2020 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гнатюк Екатерина

Ответ прошел контроль качества

16 августа 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.