02.09.2024

ссылка на статью: бухвести.рф/164244

Возможность возврата в 2024 году излишне уплаченного налога на имущество организаций за 2021 год

Российская организация (ФБУ) планирует подавать в налоговую инспекцию уточненные декларации по налогу на имущество в связи с обнаружением возможности использования льготы согласно п. 10 ст. 4 закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64 по зданию общежития с возвратом денежных средств за предыдущие три календарных года.
Пересчет и подача деклараций планируются в августе 2024 года.
За какой период конкретно (какие кварталы) можно вернуть денежные средства?
Если три года считать с августа 2024 года, то получается, что можно согласно сроку исковой давности вернуть средства начиная с 3 квартала 2021 года. Но в 2021 году не было квартальных деклараций по налогу на имущество, была годовая декларация за 2021 год, а также были уплачены авансовые платежи за 1 квартал 2021 года, 2 квартал 2021 года и 3 квартал 2021 года.
Можно ли вернуть денежные средства за 1 и 2 кварталы 2021 года с учетом того, что это период более трех лет, но относится к декларации за 2021 год - период, входящий в три календарных года?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Трехлетний срок для возврата налога исчисляется со срока уплаты налога, установленного законодательством. Поэтому в анализируемой ситуации возврату подлежат суммы налога на имущество, перечисленные за периоды с 3 квартала 2021 года и позднее.

Обоснование позиции:

Неприменение организацией льготы по налогу на имущество, установленной законом субъекта РФ, следует признать допущенной ошибкой.

Порядок исправления ошибок в налоговом учете регламентирован ст. 54 НК РФ, согласно которой при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

В рассматриваемой ситуации организация может произвести перерасчет налоговых обязательств по налогу на имущество за все прошедшие отчетные и налоговые периоды и представить в налоговый орган соответствующие налоговые декларации (расчеты) по налогу на имущество (ст. 81 НК РФ).

Начиная с 2023 года ст. 79 НК РФ предусматривает возврат денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета (ЕНС).

В случае представления после 1 января 2023 года налоговых деклараций (расчетов) (в том числе уточненных) по налогам, сборам, страховым взносам, срок уплаты которых истек до 31.12.2022, указанные в них суммы учитываются при формировании сальдо ЕНС вместе с суммой пеней с учетом особенностей, установленных ч. 7 ст. 4 Закона N 263-ФЗ (Единый налоговый счет с 1 января: правила перехода (обзор Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ)).

В случае отсутствия положительного сальдо на едином налоговом счете налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов и (или) налоговому агенту направляется сообщение об отказе в возврате. В случае недостаточности положительного сальдо на ЕНС для осуществления возврата сумм денежных средств налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов и (или) налоговому агенту возврат осуществляется частично (п. 2 ст. 79 НК РФ).

Таким образом, при условии подачи уточненной налоговой декларации за прошлые налоговые периоды излишне уплаченный налог на имущество в принципе может быть возвращен при наличии положительного сальдо ЕНС.

Имеется судебная практика, что трехлетний срок на обращение налогоплательщика за возвратом налога и выплатой процентов должен исчисляться со дня исполнения налоговой обязанности за истекший налоговый (отчетный) период (п. 7 Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2023 года по вопросам налогообложения, письмо ФНС России от 11.08.2023 N БВ-4-7/10353@).

В соответствии с подп. 2 п. 3 ст. 4 Закона N 263-ФЗ не признаются излишне перечисленными денежными средствами суммы переплаты по состоянию на 31.12.2022 налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных НК РФ, если со дня их уплаты прошло более трех лет.

Из содержания подп. 1 п. 7 ст. 11.3 НК РФ следует, что при определении размера совокупной обязанности не учитываются суммы налогов, подлежащих уменьшению на основании уточненных налоговых деклараций, предусматривающих уменьшение подлежащих уплате сумм налогов, если со дня истечения установленного законодательством о налогах и сборах срока уплаты налога до дня подачи указанных уточненных налоговых деклараций прошло более трех лет. Следовательно, при представлении уточненной налоговой декларации после 01.01.2023 для целей отражения в совокупной обязанности переплаты срок исчисляется именно со срока уплаты налога, установленного законодательством, а не с даты фактической уплаты (письмо ФНС России от 21.06.2024 N КЧ-4-9/7026@).

Таким образом, трехлетний срок для возврата налога исчисляется со срока уплаты налога, установленного законодательством. Поскольку в 2021 году уплата налога на имущество производилась по итогам не только налогового периода (года), но и отчетных периодов, а уточненную налоговую декларацию планируется подать в августе 2024 года, возврату подлежат суммы налога на имущество, перечисленные за периоды с 3 квартала 2021 года и позднее.

Отметим, что нам не удалось обнаружить официальных разъяснений и материалов судебной практики по ситуациям, полностью аналогичным рассматриваемой. В связи с этим рекомендуем обратиться в свой налоговый орган или Минфин России за получением официальных разъяснений по сложившейся ситуации.

К сведению:

Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

- Энциклопедия решений. Уточненная налоговая декларация;

- Энциклопедия решений. Единый налоговый платеж организаций и индивидуальных предпринимателей.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Буланцов Михаил

Ответ прошел контроль качества

1 августа 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.