11.06.2024

ссылка на статью: бухвести.рф/163361

НДФЛ со стоимости выигрыша

Гражданин учавствовал в розыгрыше товара и выиграл его. Чтобы получить товар, он должен оплатить налог в размере 13% от суммы выигранного товара, а стоимость выигранного товара необоснованно завышена в 2 раза.
Каков порядок уплаты НДФЛ? Что делать, если стоимость приза завышена?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

1. При вручении неденежного приза у налогового агента отсутствует возможность удержания НДФЛ, о чем он обязан сообщить в налоговый орган и налогоплательщику. Уплата налога в этом случае производится налогоплательщиком самостоятельно на основании полученного от налогового органа налогового уведомления. Уплата НДФЛ производится в бюджет, а не налоговому агенту.

2. Налоговая база по доходам в натуральной форме определяется рыночными ценами. В сложившихся обстоятельствах можем рекомендовать обращение непосредственно к налоговому агенту за разъяснениями о порядке определения им рыночной стоимости приза. К обращению целесообразно приложить информацию о ценах на аналогичный товар в розничных магазинах в качестве аргумента возможного завышения цены.

Обоснование вывода:

1. Обязанности налогового агента

Получение физическим лицом имущества в качестве выигрыша (приза, подарка) образует для него экономическую выгоду - доход в натуральной форме, являющийся объектом налогообложения НДФЛ (п. 1 ст. 41, ст. 209, п. 1 ст. 210, подп. 2 п. 2 ст. 211 НК РФ).

При этом п. 28 ст. 217 НК РФ освобождает от налогообложения доходы, не превышающие 4000 рублей, полученные в налоговом периоде по каждому из оснований, перечисленных в этой норме. В их числе:

- стоимость подарков, полученных от организаций или ИП;

- стоимость призов в денежной и натуральной формах, полученных на конкурсах и соревнованиях, проводимых в соответствии с решениями Правительства РФ, законодательных (представительных) органов государственной власти или представительных органов местного самоуправления;

- стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг).

Доходы в виде подарков, призов, выигрышей, превышающие 4000 руб., подлежат налогообложению в общем порядке, как правило, по основной налоговой ставке 13 (15)% (для налоговых резидентов). Следует учитывать, что если выигрыши и призы получены в мероприятиях в целях рекламы, то налогообложение доходов свыше 4000 руб. производится по ставке 35% (пп. 1, 2 ст. 224 НК РФ, например, письмо Минфина России от 19.08.2022 N 03-04-06/81032).

Российские организации (ИП), от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, подлежащие налогообложению, признаются налоговыми агентами. Они обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ, исчисленную в соответствии со ст. 225 НК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 226 НК РФ (пп. 1, 2 ст. 226 НК РФ).

В случае вручения стороннему физическому лицу подарка (приза) в неденежной форме у налогового агента зачастую отсутствует возможность удержания НДФЛ. В этом случае он может (обязан) только исчислить сумму налога на дату передачи приза (подарка) (подп. 2 п. 1 ст. 223, пп. 3, 4 ст. 226 НК РФ).

На основании п. 5 ст. 226 НК РФ при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 25 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

В налоговый орган такое сообщение представляется в составе годовой формы 6-НДФЛ, утвержденной приказом ФНС России от 19.09.2023 N ЕД-7-11/649@, в виде раздела 4 Справки о доходах (Приложение N 1). Заметим, что в п. 5 ст. 226 НК РФ не предусмотрена конкретная форма представления сообщения налогоплательщику. По мнению Минфина России, налоговый агент вправе согласовать с налогоплательщиком конкретную форму направления ему письменного сообщения о невозможности удержать НДФЛ, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога (смотрите письмо от 31.01.2018 N 03-04-06/5527).

В любом случае положения НК РФ не предусматривают возможность уплаты НДФЛ налогоплательщиком налоговому агенту при получении доходов в натуральной форме. Обязанности налогового агента в рассматриваемых обстоятельствах ограничиваются исчислением налога и считаются исполненными после представления в налоговый орган вышеуказанного сообщения о невозможности удержания налога.

В свою очередь сообщение о невозможности удержания налога, направляемое налоговым агентом налогоплательщику, представляет собой лишь информирование последнего о наличии у него суммы неуплаченного налога, которую по итогам года ему потребуется самостоятельно уплатить в бюджет в установленном НК РФ порядке.

В соответствии с п. 6 ст. 228 НК РФ уплата налогоплательщиком такого НДФЛ осуществляется не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога.

Представления налоговой декларации от физического лица в этом случае не требуется (п. 3 ст. 228, пп. 1, 4 ст. 229 НК РФ).

2. Размер налоговой базы

Что касается размера дохода, то в соответствии с п. 1 ст. 211 НК РФ налоговая база по НДФЛ при получении налогоплательщиком доходов в натуральной форме от организаций и ИП в виде товаров (работ, услуг), иного имущества, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 105.3 НК РФ, с учетом соответствующих сумм НДС и акцизов. Иначе говоря, исходя из рыночных цен (например, письма Минфина России от 07.04.2023. N 03-04-05/31384, от 22.11.2019 N 03-04-06/90662, от 08.07.2019. N 03-04-05/50305, от 17.07.2013 N 03-01-18/27905, от 03.07.2012 N 03-04-05/3-826 и др.).

Указанная статья определяет общие положения о налогообложении в сделках между взаимозависимыми лицами. При этом для целей налогообложения цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, а также доходы, получаемые лицами, являющимися сторонами таких сделок, признаются рыночными (последний абзац п. 1 ст. 105.3 НК РФ).

То есть в сделках между лицами, не являющимися взаимозависимыми (что скорее всего имеет место в рассматриваемой ситуации), рыночной признается цена, примененная сторонами сделки.

Стоит заметить, что ФНС России при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, использует методы, установленные главой 14.3 НК РФ (п. 2 ст. 105.3 НК РФ). А именно (п. 1 ст. 105.7 НК РФ):

1) метод сопоставимых рыночных цен;

2) метод цены последующей реализации;

3) затратный метод;

4) метод сопоставимой рентабельности;

5) метод распределения прибыли.

При этом допускается использование комбинации двух и более методов (п. 2 ст. 105.7 НК РФ).

Но такой налоговый контроль касается контролируемых сделок, о чем в данном случае очевидно речи не идет (п. 1 ст. 105.14, п. 1 ст. 105.17 НК РФ).

Подробнее смотрите в материалах:

- Энциклопедия решений. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами (май 2024);

- Энциклопедия решений. Проверка соответствия цен рыночным по контролируемым сделкам, осуществляемая ФНС России (май 2024);

- Энциклопедия решений. Методы, используемые при проведении проверки соответствия цен рыночным по контролируемым сделкам (май 2024).

Как говорилось выше, определение налоговой базы и исчисление налога в данном случае является обязанностью налогового агента. При этом положения п. 1 ст. 211 НК РФ не содержат дополнительных оговорок, уточняющих порядок определения налоговой базы при безвозмездном получении имущества, отсылая лишь к общим нормам ст. 105.3 НК РФ.

К примеру, п. 8 ст. 250 НК РФ требует от организаций при безвозмездном получении имущества оценивать доходы для целей налогообложения прибыли исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 105.3 НК РФ, но не ниже остаточной стоимости по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) - по иному имуществу. Причем информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком - получателем имущества документально или путем проведения независимой оценки.

Можем предположить, что в данном случае налоговый агент определил рыночную стоимость аналогичным образом, например, исходя из собственных затрат на его приобретение.

В любом случае получается, что налогоплательщик лишен возможности самостоятельно изменить размер натурального дохода, формирующего налоговую базу по НДФЛ. Если он полагает, что рыночная стоимость безвозмездно полученного товара, определенная организатором розыгрыша, является завышенной, он может обратиться за разъяснениями непосредственно к налоговому агенту. Полагаем, приложение к обращению информации о ценах на аналогичный товар в розничных магазинах края может служить дополнительным аргументом для рассмотрения налоговым агентом возможности уточнения налоговой базы (п. 6 ст. 81 НК РФ).

При сложившихся обстоятельствах мы не находим иных вариантов урегулирования ситуации. Обращение в ФНС или Минфин России, вероятнее всего, не даст желаемого результата (смотрите, например, письма Минфина России от 28.03.2016 N 03-04-05/17202, от 28.03.2016. N 03-04-05/17206, от 28.03.2016. N 03-04-05/17207, от 14.07.2016 N 03-04-05/41194). Равно как и добровольное представление налоговой декларации с иной суммой натурального дохода.

Тем не менее само по себе обращение в ФНС с информированием о неверном определении дохода исходя из рыночной стоимости приза также не исключаем. Налоговых санкций за излишнее исчисление НДФЛ для налогового агента не предусмотрено, однако статьей 126.1 НК РФ для налогового агента предусмотрена ответственность за представление налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения (500 рублей за документ), что в полной мере относится к Справке о доходах физического лица, если недостоверность указанных в ней сведений нарушает права налогоплательщика (письмо ФНС России от 09.08.2016 N ГД-4-11/14515, смотрите п. 3).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

- Энциклопедия решений. Невозможность удержания НДФЛ налоговым агентом из доходов налогоплательщика;

- Энциклопедия решений. Налоговая база по НДФЛ при получении дохода в натуральной форме;

- Энциклопедия решений. Ответственность налоговых агентов за представление документов, содержащих недостоверные сведения (ст. 126.1 НК РФ) (май 2024).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лазарева Ирина

Ответ прошел контроль качества

25 мая 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.