18.08.2022

ссылка на статью: бухвести.рф/154296

Каким образом подлежат налогообложению доходы, полученные с продажи криптовалюты, в случае спекуляции на курсе или майнинга с последующей продажей? Нужно ли регистрироваться в качестве самозанятого или индивидуального предпринимателя для осуществления подобной экономической деятельности? Можно ли официально проводить подобные операции через банковский счет, не опасаясь блокировки счета?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
На сегодняшний день декларировать доходы, полученные в связи с куплей-продажей и майнингом криптовалюты, целесообразнее в рамках НДФЛ.
В данный момент ни один нормативно-правовой акт РФ не содержит положений, обязывающих физических лиц регистрироваться в качестве ИП или самозанятых при осуществлении операций с криптовалютой. Вместе с тем в настоящее время законодателем рассматривается возможность введения подобных требований для физических лиц.
Проведение операций по купле-продаже и майнингу криптовалюты через банковские счета влечет за собой существенные риски, связанные с блокировкой этих счетов.

Обоснование позиции:

Нормативно-правовое регулирование операций с криптовалютой

Термин "криптовалюта" в российском законодательстве не определен. В настоящее время криптовалютой принято называть разновидность цифровой валюты, создание и контроль за которой базируются на криптографических методах, при отсутствии внешнего или внутреннего администратора.
Официальный статус криптовалюты в России получили с 2021 года. Отношения, связанные с их выпуском и оборотом, в настоящее время регулирует Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 259-ФЗ).
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона N 259-ФЗ цифровой валютой признается совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей РФ, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему ее правилам.
В ст. 14 Закона N 259-ФЗ даны определения понятий: организация выпуска в РФ цифровой валюты, выпуск цифровой валюты в РФ, организация обращения в РФ цифровой валюты.
Однако в целом вопросы выпуска и оборота цифровых валют на территории РФ в настоящее время не решены, из ч. 4 ст. 14 Закона N 259-ФЗ следует, что урегулировать эти вопросы должны отдельные федеральные законы, однако на сегодняшний день таковые не приняты, их разработка только осуществляется (смотрите письмо Минфина России от 02.12.2020 N 05-06-11/105854).
08.02.2022 правительство РФ утвердило Концепцию законодательного регулирования оборота цифровых валют (далее - Концепция). Предлагаемые изменения в законодательстве направлены на формирование легального рынка криптовалют c установлением правил оборота и круга субъектов - участников операций с криптовалютами, а также требований к ним. В частности, Концепция предусматривает внесение изменений в законодательство, устанавливающих введение новых субъектов регулирования, по аналогии с регулированием "цифровых финансовых активов" - организатор системы обмена цифровых валют, информационная система организаторов системы обмена цифровых валют, оператор обмена цифровых валют. Предполагается, что организаторами системы обмена должны стать банки с универсальной лицензией, зарегистрированные в соответствующем реестре и имеющие необходимую систему для работы, в частности, рекомендуется использовать сервис "Прозрачный блокчейн". При этом в функционал банков заложены в том числе и обязанности по предоставлению клиентам справок по операциям, необходимым для целей предоставления данных в ФНС России.
В феврале 2022 года Минфин России сообщил о том, что им подготовлен и внесен в Правительство РФ законопроект о регулировании криптовалют, разработанный на основании вышеназванной Концепции, и озвучил ключевые положения данного законопроекта. Например, сообщается, что использование цифровых валют в качестве средства платежа на территории РФ будет по-прежнему запрещено. В рамках предлагаемого регулирования цифровые валюты рассматриваются исключительно в качестве инструмента для инвестиций. Операции с покупкой или продажей криптовалюты будут возможны только при условии проведения идентификации клиента. Ввод и вывод криптовалюты от клиента оператору и наоборот будут возможны только через банки с использованием банковского счета. Операторы, как и банки, будут обязаны осуществлять комплаенс-процедуры и информировать Росфинмониторинг о выявленных подозрительных операциях. Подробнее смотрите в информации Минфина России от 21.02.2022.
В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находятся законопроекты, в которых, по сути, реализованы предложения, анонсированные ранее Минфином РФ:
- проект Федерального закона N 138674-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования оборота цифровых финансовых активов и утилитарных цифровых прав" (внесен депутатом ГД А.Г. Аксаковым) (принят в первом чтении 14.06.2022, 05.07.2022 принят ГД во втором чтении, 06.07.2022 принят ГД, 14.07.2022 подписан Президентом РФ N 331-ФЗ);
- проект Федерального закона N 127303-8 "О майнинге в Российской Федерации" (внесен депутатами ГД Ткачёвым А.О., Плякиным В.В., Шилкиным Г.В., Авксентьевой С.В.) (далее - Проект N 127303-8).
Как видим, на сегодняшний день законодательное регулирование такого финансового инструмента, как цифровая валюта (криптовалюта), отсутствует. Правовое регулирование этого сегмента рынка только зарождается.

Налогообложение

Порядок совершения операций с криптовалютой на территории РФ не имеет правового закрепления в действующем законодательстве, в том числе не регламентируется нормами нормативно-правовых актов по налоговому учету. Иными словами, особый порядок налогообложения доходов физических лиц при совершении ими операций с криптовалютами не установлен.
По мнению контролирующих органов, к таким операция применяются общие нормы об определении дохода, установленные положениями ст. 7 и ст. 41 НК РФ. Смотрите письма Минфина России от 26.09.2019 N 03-04-05/74126, от 20.08.2019 N 03-04-05/63704, от 29.03.2018 N 03-04-05/20048, от 19.04.2018 N 03-04-05/26603, от 28.08.2018 N 03-03-06/1/61152; от 16.08.2018 N 03-03-06/1/58171, от 28.12.2021 N 03-04-05/107093, ознакомиться можно в сети Интернет).
Напомним, что в силу ст. 41 НК РФ доходом для целей налогообложения признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой "Налог на доходы физических лиц", главой "Налог на прибыль организаций" НК РФ (ст. 41 НК РФ).
То есть на сегодняшний день контролирующие органы однозначно убеждены только в том, что экономическая выгода (доход), полученный от операций с криптовалютой, подлежит налогообложению на общих основаниях.
При этом ни один нормативно-правовой акт РФ, включая НК РФ, не содержит положений о том, что для осуществления деятельности, связанной с куплей-продажей и (или) майнингом криптовалюты физическому лицу, необходимо регистрироваться в качестве ИП или самозанятого. В связи с этим такие операции можно совершать в том числе и просто от имени физического лица. В то же время стоит учитывать, что Проект N 127303-8 предполагает введение запрета на занятие майнингом физическим лицам, не зарегистрированным в качестве ИП или самозанятых. Так, ст. 3 Проекта N 127303-8 определено, что физические лица вправе заниматься майнингом при условии регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или самозанятого лица, если потребляемая ими электроэнергия превышает лимиты, установленные Правительством РФ. Однако, повторим, на сегодняшний день каких-либо ограничений для обычных физических лиц, связанных с осуществлением операций с криптовалютой без регистрации, нет.
Вместе с тем запрета на осуществление операций с криптовалютой от имени ИП также нет, поэтому ИП не лишены возможности заниматься предприниматльской деятельностью, связанной с данными операциями. Однако при выборе системы налогообложения ИП необходимо учитывать, следующее.
1. УСН.
Минфин России в письме от 14.11.2018 N 03-11-11/81983 высказался против применения к операциям с криптовалютой системы налогообложения в виде УСН. Основанием для такой точки зрения послужили следующие аргументы: В настоящее время понятие майнинга, криптовалюты, а также правовой статус лиц, совершающих операции с криптовалютой, законодательством не определены. В связи с этим вопрос о налогообложении доходов индивидуальных предпринимателей от продажи криптовалюты в рамках упрощенной системы налогообложения может быть рассмотрен только после принятия соответствующих законодательных актов, определяющих понятие майнинга, криптовалюты, а также правовой статус лиц, совершающих операции с криптовалютой.
Как было сказано выше, Закон N 259-ФЗ с 2021 года установил понятие цифровой валюты, однако правовой статус лиц, совершающих операции с криптовалютой, все еще остается не определенным. В связи с этим, а также учитывая отсутствие более поздних официальных разъяснений по данной теме, полагаем, что приведенная позиция финансового ведомства остается актуальной на сегодняшний день.
В то же время не можем не отметить, что прямых законодательных ограничений на применение УСН в отношении операций с криптовалютой НК РФ не содержит. Однако если ИП примет решение учитывать данные операции в рамках УСН, необходимо иметь в виду, что содержащийся в ст. 346.16 НК РФ перечень расходов, которые могут быть учтены при применении УСН, ограничен и не подлежит расширенному толкованию. Очевидно, что расходы на приобретение криптовалюты в данном перечне не значатся. Поэтому мы видим очень серьезные налоговые риски в случае, если ИП примет решение такие расходы учитывать.
Кроме того, любые расходы, учитываемые в целях налогообложения по УСН, должны отвечать критериям ст. 252 НК РФ (смотрите п. 2 ст. 346.16 НК РФ), т.е. являться экономически обоснованными и документально подтвержденными. И если говорить об экономической оправданности затрат на покупку криптовалюты и направленности их на получение доходов в принципе допустимо, то с документальным подтверждением этих расходов в условиях отсутствия правовых механизмов, регулирующих выпуск, оборот и обращение цифровых валют на территории РФ, однозначно возникают сложности. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные, в частности, документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. В настоящее время законодательство РФ оформления каких-либо документов, связанных с осуществлением на территории РФ операций с криптовалютой, не предусматривает.
Для подтверждения данных налогового учета могут использоваться любые первичные учетные документы, в том числе составленные самим налогоплательщиком, включая справку бухгалтера, аналитические регистры налогового учета, расчет налоговой базы по налогу (абзацы 9-12 ст. 313 НК РФ, смотрите также письмо Минфина России от 25.07.2016 N 03-03-06/1/43372). Однако факт принятия налоговым инспектором подобных документов в качестве документального подтверждения расходов на покупку криптовалюты в рамках УСН вызывает серьезные сомнения.
Резюмируя сказанное выше, на наш взгляд, в настоящее время применение УСН к операциям с криптовалютой сопряжено с высокими налоговыми рисками. Мы не рекомендуем физическому лицу учитывать данные операции в рамках предпринимательской деятельности по УСН.
2. ПСН.
Из-за существующих ограничений, как минимум по видам деятельности (смотрите п. 2 ст. 346.43 НК РФ), к операциям с криптовалютой нельзя применять ПСН.
3. НПД.
Что касается самозанятых, то они являются налогоплательщиками налога на профессиональный доход (далее - НПД). Смотрите Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (далее - Закон N 422-ФЗ).
В силу п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона N 422-ФЗ не вправе применять НПД лица, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд. При этом согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" для целей данного закона цифровая валюта признается имуществом. Товаром для целей налогообложения признается любое имущество (то есть виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ), реализуемое или предназначенное для реализации (пп. 2, 3 ст. 38 НК РФ). Совокупная трактовка данных норм позволяет прийти к выводу, что к операциям по купле-продаже и обмену криптовалюты НПД не применяется (смотрите также письмо Минфина России от 06.05.2021 N 03-04-05/34900, можно ознакомиться в Интернете).
В отношении майнинга, т.е. создания криптовалюты с помощью так называемых майнинг-ферм, каких-либо ограничений Закон N 422-ФЗ и другие нормативно-правовые акты РФ не устанавливают, т.е. в принципе в отношении такого вида деятельности применение НПД не запрещено. Более того, Проект N 127303-8 прямо предусматривает, что физические лица, зарегистрированные в качестве самозанятых, могут заниматься майнингом (смотрите ст. 3 Проекта N 127303-8). Однако на сегодняшний день с учетом отсутствия нормативно-правового урегулирования налоговых правоотношений в отношении операций с криптовалютой полагаем, что применение НПД к операциям майнинга достаточно рискованно.
4. НДФЛ.
На сегодняшний день декларировать доходы, полученные в связи с куплей-продажей криптовалюты, целесообразнее в рамках НДФЛ.
Как было сказано выше, контролирующие органы в настоящее время однозначно говорят только о факте возникновения дохода, подлежащего налогообложению. В отношении порядка определения налоговой базы для исчисления НДФЛ с этого дохода особой определенности нет.
Ссылаясь п. 7 ст. 3 НК РФ, в соответствии с которым все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, Минфин России полагает возможным до законодательного урегулирования вопросов, связанных с обращением и налогообложением криптовалют, при определении налоговой базы по доходам, полученным от операций купли-продажи криптовалют, исходить из нормы абзаца 1 подп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ, то есть применять к данным операциям имущественные вычеты в виде уменьшения облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества. Иными словами, налоговая база по операциям купли-продажи криптовалют, по мнению Минфина России, должна определяться в рублях как превышение общей суммы доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи соответствующей криптовалюты, над общей суммой документально подтвержденных расходов на ее приобретение (смотрите письма Минфина России от 17.05.2018 N 03-04-07/33234 (доведено до нижестоящих налоговых органов письмом ФНС России от 04.06.2018 N БС-4-11/10685@), от 05.07.2018 N 03-04-05/46553, от 21.05.2018 N 03-04-05/34004).
При этом специалисты финансового ведомства обращают внимание, что законодательством РФ о налогах и сборах правовой статус криптовалют как особого вида имущества не установлен. Поэтому при продаже криптовалют оснований для применения льготного порядка налогообложения доходов от продажи имущества, установленного п. 17.1 ст. 217 НК РФ, не имеется. Т.е. доход от продажи криптовалюты должен облагаться НДФЛ вне зависимости от срока ее нахождения в собственности налогоплательщика. Отметим, что, на наш взгляд, такую позицию сложно назвать верной. Как было указано выше, ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ прямо относит цифровую валюту к имуществу, а в п. 17.1 ст. 217 НК РФ прямо поименованы доходы от продажи любого имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более. Т.е. если цифровая валюта находится в собственности физического лица больше трех лет, доход от ее продажи облагаться НДФЛ не должен. Однако здесь возникают сложности с документальным подтверждением срока нахождения в собственности. Кроме того, некоторые сомнения вызывает формулировка ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ, где содержится оговорка о том, что к имуществу цифровая валюта относится для целей данного закона, т.е. дословное трактование нормы не совсем позволяет применять ее к положениям НК РФ.
Кроме того, Минфин считает, что в отношении операций купли-продажи криптовалют также неприменимы положения подп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ в части возможности получения имущественного налогового вычета в размере доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, не превышающего в целом 250 000 руб. Смотрите письма Минфина России от 08.11.2018 N 03-04-07/80764, от 04.09.2018 N 03-04-05/63144.
О том, как на практике физическому лицу следует документально подтверждать расходы, связанные с покупкой криптовалюты, контролирующие органы умалчивают. Полагаем, что для этих целей могут быть использованы выписки с лицевых банковских счетов и кошельков Binance. Также физическому лицу целесообразно вести реестр доходов и расходов по операциям, связанным с торговлей криптовалютой, в данном реестре, помимо суммовых показателей, следует указывать даты покупок и продаж, эти даты должны корреспондировать с датами получения доходов на банковские счета от физических лиц - покупателей. Вместе с тем говорить об отсутствии налоговых рисков при таком документальном подтверждении расходов, к сожалению, не приходится.
В связи с этим хотим напомнить о праве налогоплательщика обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета за письменными разъяснениями по данному вопросу. Отметим, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.
Стоит отметить, что в конце 2020 года в Госдуму был внесен законопроект, призванный урегулировать налоговые правоотношения, связанные с операциями с цифровой валютой (проект федерального закона N 1065710-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", далее - Проект). В соответствии с Проектом для целей НК РФ цифровую валюту предлагается признать имуществом, при этом осуществление операций, связанных с обращением цифровой валюты, не будет признаваться объектом налогообложения НДС. Налоговым органам планируется предоставление права истребовать у банков выписки по счетам физических лиц, которые использовались в связи с проведением операций с цифровой валютой (при установлении признаков, указывающих на возможное нарушение налогового законодательства, и при наличии согласия руководства вышестоящего налогового органа или ФНС). Кроме того, лиц, в том числе и физических, имеющих право распоряжаться цифровой валютой, учитываемой на кошельках, обяжут сообщать в налоговые органы о таком праве, обороте средств и остатке в случае если сумма поступлений или списаний цифровой валюты за календарный год превышает сумму, эквивалентную 600 тыс. руб. Также Проектом предусматривается установление налоговой ответственности за неправомерное непредставление (несвоевременное представление) или представление отчета об операциях (гражданско-правовых сделках) с цифровой валютой и об остатках указанной цифровой валюты, содержащего недостоверные сведения.
В феврале 2021 года Проект был принят в первом чтении, 13 октября 2021 года началось его рассмотрение во втором чтении. К сожалению, его дальнейшее рассмотрение пока затягивается.

Риски проведения операций с криптовалютой через банковские счета

В рамках федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) физическое лицо может столкнуться с блокировкой счетов.
Например, в определении СК по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 12.07.2021 по делу N 8Г-13453/2021[88-14271/2021 рассмотрена следующая ситуация. На основании ст. 7 Закона N 115-ФЗ банк предъявил физическому лицу требование о представлении документов, подтверждающих экономический смысл и обоснованность операций за определенный период. В ответ физическим лицом по электронной почте были направлены документы, подтверждающие осуществление частных операций по переводу денежных средств на принадлежащие истцу счета в связи с осуществлением сделок по продаже криптовалюты Bitcoin на бирже "Localbitcoins.com". Банк, получив эти документы, принял решение о продлении блокировки счетов. Тогда физическое лицо направило в адрес банка претензию и документы о легальном характере операций по принадлежащим ему банковским счетам/картам, пояснения об источнике поступления/происхождения денежных средств и сути экономических операций, а именно: скриншоты, подтверждающие совершение операций с криптовалютой в личном кабинете по продаже криптовалюты на сайте в сети Интернет: https://localbitcoins.com/, а также переводов с данной карты на карты сторонних банков (при ее покупке); справки 2-НДФЛ за 2018, 2019 годы с места работы истца, копии договоров купли-продажи транспортного средства, а также указание на наличие личных накоплений и ссылка на наличие статуса главы КФХ с приложением выписки из ЕГРИП ФНС России. Но и эти документы не устроили банк, он принял решение о продолжении блокировки счетов. Дальнейшее выяснение ситуации происходило в судебном порядке. Сначала суд признал действия банка по блокировке банковских счетов незаконными и обязал разблокировать счета банковских карт, восстановить доступ к дистанционному банковскому обслуживанию. Однако в дальнейшем вышестоящий суд данное решение отменил и отказал физическому лицу в удовлетворении исковых требований о разблокировании счетов банковских карт и возобновлении дистанционного банковского обслуживания, взыскании компенсации морального вреда и судебных расходов.
Обращаем внимание, что операции с цифровой валютой прямо поименованы в классификаторе, содержащем признаки, указывающие на необычный характер сделки (Приложение к Положению Банка России от 02.03.2012 N 375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"). Этим операциям присвоен код 1190.
Смотрите также Методические рекомендации Банка России от 06.09.2021 N 16-МР "О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов - физических лиц", в которых операции с криптовалютой прямо названы Банком России операциями, проводимыми в противоправных целях, выявив совершение которых, обслуживающий банк должен сначала отказать в совершении денежных переводов, а затем приостановить операции по счету и (или) расторгнуть договор.
Хотим также акцентировать внимание, что в настоящее время ЦБ РФ выступает за введение запрета на организацию выпуска и обращения цифровых валют, а также введение ответственности за соответствующие правонарушения. Смотрите письмо Банка России от 03.03.2022 N 05-35-2/1340 "О комментариях АРБ по консультативному докладу Банка России о криптовалютах". Соответствующие предложения были направлены ЦБ РФ в Минфин России см. вышеназванную информацию Минфина России от 21.02.2022. Подобные негативные оценки в отношении криптовалюты давались Банком России и ранее. Так, например, в информации от 27.01.2014 предупреждалось о том, что предоставление услуг по обмену "виртуальных валют" на рубли и иностранную валюту, а также на товары (работы, услуги) будет рассматриваться как потенциальная вовлеченность в осуществление сомнительных операций в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Смотрите также п. 10 письма Банка России от 05.04.2021 N 03-40-4/2915.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: Каков порядок налогообложения и декларирования доходов физического лица от операций купли-продажи криптовалют ("виртуальная валюта"), в том числе криптовалюты Биткоин (Bitcoin)? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", сентябрь 2020 г.)
- Вопрос: Как декларировать доход от продажи криптовалюты? Деньги поступают на банковскую карту от физического лица без каких-либо документов. Доход от продажи криптовалюты превышает официальный ежемесячный доход в 5-7 раз. Что будет? Можно ли эти деньги декларировать как подарок от физического лица? Можно ли провести их через патентное налогообложение? (Правовед.RU, март 2021 г.)
- Вопрос: Как заявить в налоговый орган о продаже криптовалюты? Как сейчас уплатить налог? Или нужно дожидаться конца года? Как заполнить декларацию 3-НДФЛ - как при продаже имущества? (Правовед.RU, август 2021 г.)
- Вопрос: Какой код ОКВЭД выбрать для майнинга криптовалют? Могу ли я заниматься этим как ИП? Или лучше быть самозанятым? (Правовед.RU, сентябрь 2021 г.)
- Вопрос: Планирую продать криптовалюту на крупную сумму. Как лучше это сделать? Как уплатить налоги, чтобы можно было безопасно вывести деньги на счет в банке (без вопросов банка и налоговой)? Происхождение криптовалюты легальное, но у меня нет свидетельств ее происхождения - покупал несколько лет назад, платил своей банковской картой в иностранной платежной системе, которая уже не работает (Правовед.RU, январь 2021 г.);
- Операции с криптовалютой: проблемы налогообложения НДФЛ (Ю.М. Лермонтов, журнал "Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", N 4, апрель 2020 г.);
- Особенности налогообложения операций с криптовалютами в Российской Федерации (А.С. Белик, журнал "Имущественные отношения в Российской Федерации", N 10, октябрь 2019 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

27 июля 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.