19.01.2021

ссылка на статью: бухвести.рф/142827

На 01.01.2020 за Фондом социального страхования образовалась задолженность перед страхователем за счет превышения расходов (выплата пособий по больничным листам, в связи с материнством у страхователя превысила начисленные страховые взносы) по четырем производственным отделениям (ПО) филиала из восьми.
С 01.01.2020 Оренбургская область перешла на "прямые выплаты" пособий от ФСС. Одновременно с этим филиал на 01.01.2020 снял с учета в налоговых органах в качестве плательщиков страховых взносов производственные отделения. У части производственных отделений на 01.01.2020 была дебиторская задолженность ФСС (четыре ПО), у части (четыре ПО) - кредиторская задолженность. Кредиторская задолженность погашена производственными отделениями в январе 2020 года. Дебиторская задолженность налоговым органом в 1 квартале 2020 года в лицевом счете перенесена на КПП филиала. В целом по филиалу сумма начисленных страховых взносов превышает сумму расходов за счет средств ФСС.
Какие существуют законодательно установленные способы возврата задолженности, числящейся за Фондом, страхователю, кроме как подача заявления в ФСС и представление первичных документов? Возможно ли обратиться в налоговый орган (ИФНС) за возвратом такой задолженности? Возможно ли обратиться в налоговый орган за зачетом излишне уплаченных страховых взносов за 2019 год в целом по филиалу или по производственному отделению, имевшему дебиторскую задолженность на 01.01.2020?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Поскольку переплата по обособленному подразделению образовалась в результате превышения произведенных оргнанизацией расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование над суммой начисленных страховых взносов по данному виду страхования, организации следует обратиться за возмещением в территориальный орган ФСС РФ.
Организация имеет право представить в налоговый орган заявление о зачете переплаты по страховым взносам за 2019 год в счет предстоящих платежей по данному виду страхования в случае, если уплата производилась платежными поручениями.

Обоснование вывода:
Законодательством и иными нормативно-правовыми актами не урегулированы особенности перехода на "прямые выплаты" страхового возмещения по страховым взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - ВНиМ). Поэтому при зачете и возврате переплаты по страховым взносам на ВНиМ, образовавшейся на момент перехода региона на "прямые выплаты", действуют общеустановленные правила, установленные НК РФ и Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).
По общему правилу, установленному в п. 1.1 ст. 78 НК РФ, сумма излишне уплаченных страховых взносов может быть зачтена в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном данной статьей.
Если же по итогам расчетного (отчетного) периода сумма произведенных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на ВНиМ (за вычетом средств, выделенных страхователю территориальным органом ФСС РФ в расчетном (отчетном) периоде на выплату страхового обеспечения) превышает общую сумму исчисленных страховых взносов, то на основании п. 9 ст. 431 НК РФ полученная разница подлежит зачету налоговым органом в счет предстоящих платежей по обязательному социальному страхованию на ВНиМ на основании полученного от территориального органа ФСС РФ подтверждения заявленных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения за соответствующий расчетный (отчетный) период или возмещению территориальными органами ФСС РФ в соответствии с порядком, установленным Законом.
Согласно официальным разъяснениям предметом регулирования статьи 78 НК РФ является зачет или возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней, штрафа, и указанная статья не определяет порядок зачета сумм превышения произведенных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на ВНиМ в счет начисленных страховых взносов по данному виду страхования, который регулируется главой 34 "Страховые взносы" НК РФ.
При этом отмечается, что зачет расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ в счет предстоящих платежей по страховым взносам по данному виду страхования в соответствии с п. 9 ст. 431 НК РФ производится налоговым органом без представления плательщиком страховых взносов заявления на осуществление указанного зачета, предусмотренного ст. 78 НК РФ (письмо Минфина России от 16.05.2017 N 03-15-07/29348, направлено ФНС России для использования в работе инспекциям письмом от 31.05.2017 N ГД-4-8/10264).
В п. 2 письма ФНС России от 14.02.2017 N БС-4-11/2748@ также разъясняется, что случай, указанный в п. 9 ст. 431 НК РФ, касается превышения расходов по социальному страхованию на обязательное социальное страхование на ВНиМ по итогам отчетного (расчетного) периода. Внутри отчетного периода действует правило п. 2 ст. 431 НК РФ о том, что сумма взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уменьшается на сумму произведенных расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду страхования.
Следовательно, зачет по п. 9 ст. 431 НК РФ возможен как по итогам отчетных периодов, так и по итогам года.
При переходе региона на прямые выплаты зачетная система выплаты пособий по ВНиМ, предусмотренная п. 2 ст. 431 НК РФ, не применяется. Плательщики страховых взносов обязаны производить уплату страховых взносов на обязательное социальное страхование на ВНиМ в полном объеме без уменьшения на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения. То есть произведенные расходы за счет средств ФСС РФ последний раз отражаются в отчетности за период, предшествующий переходу на систему "прямых выплат" (в рассматриваемой ситуации - за 2019 год).
При этом в общем случае если по итогам периода, предшествующего дате перехода региона на "прямые выплаты", у плательщика страховых взносов по данным РСВ сформировалось превышение расходов над суммой начисленных страховых взносов, задолженность может быть зачтена страхователю налоговым органом в счет предстоящих платежей или возмещена территориальными органами ФСС по его заявлению.
Аналогичные разъяснения даны, в частности, в информации от 11.03.2020, размещенной на официальном сайте ФНС России по Удмурдской Республике по адресу: https://www.nalog.ru/rn18/news/tax_doc_news/9664067/. При этом обращается внимание, что в случае зачета суммы превышения произведенных расходов в счет предстоящих платежей плательщику страховых взносов необходимо ежемесячно контролировать сумму имеющегося перерасхода в целях недопущения формирования задолженности по страховым взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Заметим, что в случае обращения за возмещением в территориальное отделение ФСС РФ фонд выделяет организации необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления организацией всех необходимых документов, перечень которых утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 04.12.2009 N 951н (ч. 3 ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ). В случае недостаточности денежных средств на счетах страхователя в кредитных организациях для удовлетворения предъявленных требований Фонд принимает решение об отказе в выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения (ч. 3.1 ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ).
При рассмотрении обращения страхователя территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном ст. 4.7 Закона N 255-ФЗ, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки (ч. 4 ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ)*(1).
Камеральные и выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения проводятся в порядке, аналогичном порядку, установленному Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) (ч. 1 ст. 4.7 Закона N 255-ФЗ). Согласно ч. 2 ст. 26.15 Закона N 125-ФЗ камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами страховщика в соответствии с их должностными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя территориального органа страховщика в течение трех месяцев со дня представления страхователем расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам. Таким образом, срок камеральной проверки может достигать трех месяцев, решение о выделении средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки.
Представление в налоговую инспекцию расчета по страховым взносам с заявленными вычетами также предполагает проведение камеральной налоговой проверки на основании ст. 88 НК РФ. При этом проверка правильности заявленных расходов на выплату страхового обеспечения ВНиМ проводится территориальными органами ФСС РФ в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Данные РСВ об исчисленных страховых взносах и о суммах расходов плательщиков на выплаты страхового обеспечения направляются налоговым органом в соответствующий территориальный орган ФСС РФ для проведения проверки правильности расходов плательщика на выплаты страхового обеспечения (п. 16 ст. 431 НК РФ). В свою очередь, территориальный орган ФСС РФ на основании поступивших от налогового органа сведений о расходах на выплату страхового обеспечения, содержащихся в РСВ, вправе провести камеральную и (или) выездную проверки страхователя (ч. 2 ст. 4.7 Закона N 255-ФЗ).
В соответствии с Соглашением об информационном обмене Федеральной налоговой службы и Фонда социального страхования РФ от 30.11.2016 N ММВ-23-11/27@/02-11-13/06-5262П ФСС в рамках межведомственного взаимодействия направляет в ФНС:
- информацию о подтверждении заявленных страхователем расходов;
- решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения за текущие периоды. Напомним, что ФСС РФ имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование в том случае, если они произведены страхователем с нарушением законодательства РФ (пп. 4 п. 1 ст. 4.2 Закона N 255-ФЗ и пп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования");
- решение о выделении средств на возмещение расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.
Из приведенных норм следует, что налоговая инспекция после камеральной проверки уже должна располагать информацией о произведенных организацией расходах на выплату пособий и платежах за 2019 год, что позволяет произвести зачет образовавшейся переплаты в счет будущей уплаты взносов по ВНиМ в соответствии с п. 9 ст. 431 НК РФ.
При этом проведение такого зачета не исключает право ФСС РФ самостоятельно назначить проведение выездной проверки по расходам организации на выплату страхового возмещения на основании ст. 4.7 Закона N 255-ФЗ.
Обратите внимание, что нормы п.п. 2, 8, 9 и 16 ст. 431 НК РФ утрачивают силу с 01.01.2021 (ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ), что, по нашему мнению, исключает возможность зачета налоговым органом имеющейся переплаты в счет платежей в 2021 году по данному основанию.
В анализируемой ситуации также следует учитывать, что в случае лишения обособленного подразделения общества полномочий по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц УФНС России осуществляет перенос сальдовых остатков по страховым взносам указанного обособленного подразделения в КРСБ головной организации (письмо ФНС России от 19.11.2019 N БС-4-11/23547@).
При этом наличие переплаты по обособленному подразделению платежными поручениями в общем случае позволяет организации обратиться в налоговую инспекцию с заявлением о зачете/возврате излишне уплаченной суммы (в порядке ст. 78 НК РФ) либо уточнить платежи (п. 7 ст. 45 НК РФ) в течение трех лет*(2).
Однако в рассматриваемой ситуации сумма задолженности фонда не является излишне уплаченными страховыми взносами, а является суммой расходов на выплату страхового обеспечения, заявленная налогоплательщиком в отчетности и указанная в КРСБ налогоплательщика инспекцией как органом, администрирующим данный вид обязательств с 01.01.2017.
Поэтому, как правило, налоговые органы отказывают в возврате/зачете такого рода переплаты в порядке ст. 78 НК РФ в связи с неподтверждением переплаты территориальными органами ФСС РФ в рамках проверки (то есть на основании представленных в ФСС РФ документов), в том числе аргументируя тем, что возмещение расходов производит территориальный орган ФСС РФ (решения АС г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.11.2020 по делу N А56-56870/2020, от 25.08.2020 по делу N А56-36506/2020, от 27.02.2020 по делу N А56-110281/2019).
В таком случае полагаем, что организации следует обратиться за возмещением понесенных расходов в территориальное отделение ФСС РФ.
Официальных разъяснений по аналогичным ситуациям нами не обнаружено. Рекомендуем также обратиться за соответствующими разъяснениями в ФНС России и (или) в налоговый орган по месту постановки на учет.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Как рассчитать и уплатить страховые взносы по обособленным подразделениям организации?
- Энциклопедия решений. Уточнение платежа по налогу и страховым взносам;
- Энциклопедия решений. Ошибки при заполнении платежного поручения на перечисление налогов и сборов;
- Энциклопедия решений. Зачет (возврат) сумм излишне уплаченных страховых взносов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА, профессиональный бухгалтер Макаренко Елена

Ответ прошел контроль качества

25 декабря 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Согласно п. 7 ст. 3, ч. 1 ст. 6 Проекта федерального закона N 1062568-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования" предполагается, что ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ утратит силу с 01.01.2021. При этом на основании ч. 5 ст. 6 названного Проекта предполагается, что проверки правильности произведенных страхователями расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2021, в том числе при обращении страхователя за возмещением произведенных расходов, осуществляются территориальными органами страховщика в порядке, действовавшем до вступления в силу данного Федерального закона.
*(2) Смотрите Вопрос: 13 июня отдала больничный (ушла в декрет). Прошел месяц, выплату не произвели. Что предпринять в данном случае? (ответ Владимирского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, июль 2017 г.)
*(3) Смотрите Вопрос: Обособленные подразделения организации до 01.01.2017 не должны были самостоятельно исчислять и уплачивать страховые взносы. Обособленные подразделения (филиалы) в соответствии с положениями о филиалах и до 01.01.2017 были уполномочены на начисление заработной платы. Однако до 01.01.2017 в связи с отсутствием у обособленного подразделения счетов в банках общество формировало отчетность в ПФР одним отчетом (без разбивки по филиалам). С 01.01.2017 отчетность формируется по филиалам. Правомерны ли действия ФСС РФ в части отказа в возмещении расходов обособленных подразделений и требование представления расчетов по страховым взносам централизованно? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2017 г.)