30.12.2020

ссылка на статью: бухвести.рф/142518

Организация применяет УСН. На основании заявления от 22.08.2020 организация подала на рассмотрение в комиссию по рассмотрению споров об уменьшении кадастровой стоимости объекта нежилого здания. Положительное решение об уменьшении кадастровой стоимости было вынесено 02.10.2020.
С какого налогового периода учитывать изменение кадастровой стоимости нежилого здания для расчета налога на имущество? Нужно ли представлять уточненные декларации за 2019, 2018 годы по налогу на имущество?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Измененная кадастровая стоимость нежилого здания применяется для целей исчисления налога на имущество организаций с начала налогообложения здания по кадастровой стоимости, т.е. с 1 января 2018 года.
Организация вправе, но не обязана предоставлять уточненные декларации по налогу на имущество организаций за 2018, 2019 гг.

Обоснование позиции:

Период применения измененной кадастровой стоимости

Согласно п. 2 ст. 346.11 НК РФ применение УСН организацией предусматривает ее освобождение от обязанности по уплате налога на имущество организаций (далее также - Налог), за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии со ст. 378.2 НК РФ (письма Минфина России от 11.03.2016 N 07-01-09/13596, от 18.05.2020 N 03-05-05-01/40664).
В соответствии с п. 15 ст. 378.2 НК РФ в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или решением суда, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Данное правило вступило в силу 01.01.2019 и подлежит применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 01.01.2019 (п. 2 ст. 2, ч.ч. 3, 6 ст. 3 Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ, далее - Закон N 334-ФЗ) (письма Минфина России от 27.11.2019 N 03-05-04-01/92306, от 27.09.2018 N 03-05-05-01/69209)*(1). Одним из таких оснований может являться решение комиссии или суда об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости (письмо ФНС России от 27.11.2018 N БС-4-21/22899@)*(2).
В рассматриваемой ситуации налог на имущество организаций уплачивался по оспоренной кадастровой стоимости с 01.01.2018.
Согласно п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Поскольку Закон N 334-ФЗ таких положений прямо не предусматривает, возникают сомнения относительно возможности перерасчета налоговой базы по Налогу на основании абзаца четвертого п. 15 ст. 378.2 НК РФ в отношении налоговых периодов до 2019 года.
Официальных разъяснений, из которых прямо следует, что такой перерасчет возможен или невозможен, нами не обнаружено. Вместе с тем заметим, что специалистами финансового ведомства отмечается, что период перерасчета земельного налога организациями при изменении кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда определяется с учетом положений п. 7 ст. 78 и п. 4 ст. 89 НК РФ, устанавливающих соответственно трехлетний срок для подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченного налога и трехлетний срок проведения выездной налоговой проверки (письма Минфина России от 15.07.2019 N 03-05-05-02/52329, от 11.07.2019 N 03-05-04-02/51243, от 05.04.2019 N 03-05-06-02/23839). На наш взгляд, аналогичный подход может быть применен и в отношении налога на имущество организаций.
Судебных решений применительно к перерасчету налога на имущество организаций за периоды до 2019 года нами, к сожалению, не обнаружено. Вместе с тем применительно к налогу на имущество физических лиц, а также к земельному налогу имеется судебная практика в пользу налогоплательщиков.
Так, например, в апелляционном определении СК по административным делам Московского городского суда от 02.06.2020 по делу N 33а-1487/2020 применительно к налогу на имущество физических лиц отмечается, что в силу ч. 6 ст. 3 Закона N 334-ФЗ новые правила действия в прошлых периодах измененной кадастровой стоимости имущества подлежат применению ко всем сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 01.01.2019, в связи с чем оснований не учитывать при расчете суммы налога, подлежащего уплате в 2017 году, вступившее в законную силу и принятое после 01.01.2019 решение суда об установлении кадастровой стоимости объекта налогообложения, равной его рыночной стоимости, не имеется.
В кассационном определении СК по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.12.2019 о делу N 8а-3937/2019 указано следующее: учитывая, что с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка, право собственности на который у налогоплательщика прекратилось в мае 2017 года, административный истец обратилась в 2019 году, содержащийся в обжалуемом апелляционном определении вывод о том, что в рассматриваемом случае результаты пересмотра архивной кадастровой стоимости земельного участка могут быть применены при расчете земельного налога за 2016 и 2017 годы, соответствует нормам права.
Аналогичный подход представлен в кассационном определении СК по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 25.12.2019 делу N 8а-2852/2019[88а-2604/2019], в котором судьи пришли к выводу о возможности перерасчета физическому лицу земельного налога на основании судебного постановления о пересмотре кадастровой стоимости земли, вступившего в силу 05.03.2019, за 2016-2018 годы.
В апелляционном определении СК по административным делам Московского городского суда от 12.11.2020 по делу N 33а-5429/2020 налог на имущество физических лиц применительно к налоговому периоду 2018 года пересчитан исходя из установленной в 2020 году (уменьшенной) кадастровой стоимости.
Полагаем, что приведенные выводы можно применить по аналогии к налогу на имущество организаций. Напоминаем, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ).
Таким образом, учитывая, что решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в рассматриваемой ситуации принято в 2020 году, по нашему мнению, организация имеет право на перерасчет налоговой базы по налогу на имущество организаций на основании абзаца четвертого п. 15 ст. 378.2 НК РФ, за налоговые (отчетные) периоды начиная с 01.01.2018.

Уточненные декларации

На основании абзаца второго п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.
Т.е. в рассматриваемой ситуации представление в налоговый орган уточненной налоговой декларации относится к праву налогоплательщика, но не к его обязанности.
По нашему мнению, в интересах организации воспользоваться своим правом и предоставить уточненные декларации за 2018, 2019 гг. для отражения факта переплаты Налога и ее конкретной сумме, а также одновременно подать заявление о зачете (возврате) излишне уплаченного налога*(3).
Отметим, что в случае представления уточненных налоговых деклараций по налогу на имущество организаций (налоговых расчетов) в связи с выявлением излишне уплаченной суммы налога корректировку следует рассматривать для целей определения налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, как новое обстоятельство, приводящее к возникновению внереализационного дохода текущего отчетного (налогового) периода. Излишне уплаченная сумма налога на имущество организаций, учтенная в составе расходов в соответствии с пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении налоговой базы по УСН, не может квалифицироваться как ошибка (письмо ФНС России от 10.10.2018 N БС-4-21/19773).
Следовательно, корректировать налоговую базу по УСН за предыдущие периоды и подавать уточненные налоговые декларации по УСН не нужно.

К сведению:
Для налогоплательщиков, применяющих УСН и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, не предусмотрено уменьшение суммы налога (авансовых платежей по налогу), исчисленной за налоговый (отчетный) период, на сумму уплаченного налога на имущество организаций (письма Минфина России от 07.05.2020 N 03-05-05-01/36723, от 30.08.2019 N 03-11-06/2/66836).
В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогоплательщика (или налогового органа) может быть проведена совместная сверка расчетов (п. 3 ст. 78 НК РФ).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Налогообложение недвижимого имущества организаций по кадастровой стоимости;
- Энциклопедия решений. Зачет (возврат) излишне уплаченных сумм налога по заявлению налогоплательщика;
- Вопрос: Дата применения уменьшенной судом кадастровой стоимости для исчисления налога на имущество (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2020 г.);
- Вопрос: П. 15 ст. 378.2 НК РФ предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения по налогу на имущество налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на основании установления рыночной стоимости объекта по решению комиссии или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда. П. 7 ст. 78 НК РФ установлен трехлетний срок для подачи заявления о зачете излишне уплаченного налога. Если организация подала иск о пересмотре кадастровой стоимости в 2020 г., то за какие периоды пересчитают налог на имущество и земельный налог? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2020 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мозалева Наталья

Ответ прошел контроль качества

11 декабря 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Согласно п. 2 ст. 375 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ.
*(2) До этого указанное изменение предписывалось учитывать для целей налогообложения с начала налогового периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
*(3) Возможность подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченного налога в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии в течение трехлетнего срока со дня уплаты Налога подтверждается налоговыми органами в письме ФНС России от 27.11.2018 N БС-4-21/22899@.