05.11.2020
РАЗРАБОТАНА ПАМЯТКА ПО ФИНАНСОВОЙ КИБЕРГРАМОТНОСТИ ГРАЖДАН

ссылка на новость: бухвести.рф/141006

Разработана памятка по финансовой киберграмотности граждан
magann / Depositphotos.com

О подготовке рекомендаций, как не стать жертвой мошенничества в связи со спросом на онлайн-услуги, в том числе на финансовые, сообщается на сайте Роспотребнадзора. В разработанной памятке названы виды мошенничеств, которые встречаются при оказании онлайн-услуг. Отмечается, что сегодня уязвимость потребителя связана с недостаточной цифровой и правовой грамотностью граждан и снижением бдительности из-за стресса вследствие пандемии. На этом фоне наблюдается рост цифрового мошенничества (фишинг, вишинг, фейковые сайты, псевдопомощь в решении трудных ситуаций, кража денег и баллов в программах лояльности, персональных данных).

Обращено внимание на нарушение прав потребителя в сфере финансовых онлайн-услуг. В частности, в сфере кредитования граждане сталкиваются с:

  • навязыванием ненужного кредита/займа при продаже товара или услуги;
  • предоставлением неполной информации о кредите или со скрытыми комиссиями, когда часть сведений "спрятана" в дальних разделах договора;
  • займами, взятыми на имя потребителя другими лицами;
  • "порчей" кредитной истории, когда финансовая организация "забывает" сообщить в бюро кредитных историй о погашении обязательства;
  • отказом в реструктуризации кредита на заявленных условиях;
  • недобросовестным кредитным брокерством и псевдоброкерством, когда взимается оплата без оказания услуг;
  • псевдопомощниками, которые обещают исправить кредитную историю или найти "законный" способ не платить долги, но на самом деле только выманивают деньги и ухудшают положение.

Также встречаются случаи мошенничества в сфере страхования (включение в полисы условий, снижающих вероятность получения страхового возмещения; блокирование заключения договоров в электронном виде, если они невыгодны страховщику; невнесение агентом полиса в базу компании и присвоение денег страхователя; продажа накопительного инвестиционного страхования жизни под видом депозита;  занижение суммы страховой выплаты) и в сфере инвестирования (предложение сложных продуктов без разъяснения сути и рисков, сложно структурированные тарифы, некачественные консультации, в том числе данные роботом-советником, "автоследование"  за неумелым "инвестиционным гуру", возможность кражи части денег или ценных бумаг в случае недобросовестности брокера или управляющего).

Отмечена популярность финансовых пирамид (обещание привлечения денег без ведения экономической деятельности за счет привлекаемых новых клиентов), "троянского обучения" (бесплатное "обучение" инвестированию на фондовом рынке с обещанием высокого дохода и стимулирование открыть счет у нелегального брокера), продажи псевдотокенов и псевдокриптовалют.

Особо обращается внимание на то, что в существующих условиях пандемии мошенники предлагать оформить компенсацию ущерба от COVID-19, в том числе из-за перерыва в работе, пропавших туристических путевок и билетов, "оформить" возврат налогов. Помимо этого, могут создаваться вирусные сайты, маскирующиеся под сайты государственных организаций (Минздрава России или ПФР) или порталы, оформляющие электронные пропуска и т. д.

Памятка содержит советы по конкретным действиям потребителя услуг в сети для снижения рисков потери денежных средств, а также правила цифровой гигиены и финансовой грамотности.

С жалобами на действия мошенников рекомендуется обращаться в МВД России, Роспотребнадзор, Банк России для проведения проверки деятельности финансовой организации, к финансовому омбудсмену для досудебного урегулирования спора с финансовой организацией (МФО, но не банком) или в прокуратуру.

_____________________________

1 С текстом памятки можно ознакомиться на официальном сайте Роспотребнадзора (https://www.rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details.php?ELEMENT_ID=15879).



Источник публикации: ИА "Гарант"