Автор: Обухова Т., эксперт журнала

Журнал "Автономные учреждения: акты и комментарии для бухгалтера" № 6/2019

Комментарий к Федеральному закону № 325-ФЗ.

Со дня официального опубликования (с 29.09.2019, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки начала действия) вступил в силу Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», которым вносятся очередные поправки в НК РФ. Документ объемный и содержит много новых норм и правок. Рассмотрим основные из них, которые вызывают интерес у автономных учреждений.

Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов, страховых взносов).

Обязанности налогоплательщика-организации установлены ст. 23 НК РФ. Федеральным законом № 325-ФЗ данная статья дополнена новым пунктом, расширяющим обязанности налогоплательщика-организации. Введение новых обязанностей связано с тем, что начиная с 1 января 2020 года исчислять транспортный и земельный налоги будет налоговая инспекция, а не налогоплательщики. В связи с этим новым п. 2.2 ст. 23 НК РФ (применяется с 1 января 2021 года) установлено, что налогоплательщики-организации помимо обязанностей, предусмотренных п. 1 ст. 23 НК РФ, должны направить в налоговый орган сообщение о наличии у них объекта налогообложения (транспортных средств и (или) земельных участков) в случае неполучения сообщений об исчисленной налоговым органом сумме транспортного и (или) земельного налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.

Сообщение о наличии объекта налогообложения с приложением копий документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, и (или) правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на земельные участки представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Обращаем ваше внимание, что сообщение о наличии объекта налогообложения не представляется в налоговый орган в случае, если:

  • организации были переданы (направлены) сообщения об исчисленной налоговым органом сумме транспортного и (или) земельного налогов в отношении этого объекта;

  • организация представляла в налоговый орган заявления о предоставлении налоговой льготы по транспортному и (или) земельному налогам в отношении соответствующего объекта налогообложения.

Права налоговых органов.

Права налоговых органов закреплены в ст. 31 НК РФ. Федеральным законом № 325-ФЗ расширен перечень данных прав. Так, с 1 апреля 2020 года налоговые органы вправе информировать налогоплательщиков, плательщиков сборов, страховых взносов, налоговых агентов о наличии недоимки и (или) задолженности по пеням, штрафам, процентам посредством СМС-сообщений, электронной почты и (или) иными способами, не противоречащими законодательству РФ, не чаще одного раза в квартал при условии получения их согласия на такое информирование в письменной форме.

Кроме того, ст. 31 НК РФ была дополнена п. 8 (вступил в силу 29.10.2019), устанавливающим взаимодействие налоговых органов с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг. Поскольку многофункциональные центры являются казенными учреждениями, мы не будем рассматривать положения этого пункта.

Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов.

Пунктом 3 ст. 45 НК РФ установлено, в каких случаях обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком. В перечне таких случаев указаны, в частности, следующие события:

  • с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика (со счета иного лица в случае уплаты им налога за налогоплательщика) в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа;

  • со дня вынесения налоговым органом в соответствии с НК РФ решения о зачете сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога.

Данный перечень Федеральным законом № 325-ФЗ дополнен пп. 9, устанавливающим еще один случай признания налогоплательщиком обязанности по уплате налога исполненной: со дня предъявления им в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств в счет уплаты налога по результатам налоговой проверки в случае неправомерного неудержания (неполного удержания) соответствующих сумм налога налоговым агентом с его счета в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа (норма применяется с 1 января 2020 года).

Здесь же отметим, что обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком (см. п. 3 ст. 45 НК РФ), если иное не предусмотрено п. 4 ст. 45 НК РФ. Например, в пп. 1 п. 3 данной статьи сказано, что обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления им в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ денежных средств со счета налогоплательщика. Однако в случае неправильного указания налогоплательщиком в поручении номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему РФ, обязанность налогоплательщика не признается исполненной (пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ).

Порядок исчисления налогов, страховых взносов.

Как установлено п. 2 ст. 52 НК РФ, в случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. При этом определено, что если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, то не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи либо через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления письма. Федеральным законом № 325-ФЗ в п. 4 ст. 52 НК РФ внесена поправка, уточняющая, что налоговое уведомление передается лично под расписку руководителю организации (его законному или уполномоченному представителю) на основании полученного от него заявления о выдаче налогового уведомления, в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (дополнение применяется с 29.10.2019).

Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов.

Согласно ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Положение о том, что зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам, с 01.10.2020 утрачивает силу (см. п. 22 ст. 1 Федерального закона № 325-ФЗ).

С 1 января 2021 года заявление налогоплательщика о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет его предстоящих платежей по этому или иным налогам представляется в электронной форме не только по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика, но и в составе налоговой декларации в соответствии со ст. 229 НК РФ, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 52 НК РФ. По общему правилу, установленному ст. 78 НК РФ, заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.

Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных налогов, если таковая проводилась. До истечения указанного срока поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Федеральный закон № 325-ФЗ дополнил ст. 78 НК РФ п. 8.1 (применяется с 29.10.2019), устанавливающим, что в случае проведения камеральной налоговой проверки сроки, обозначенные в абз. 2 п. 4 (установлен срок для принятия налоговым органом решения о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей), абз. 3 п. 5 (установлен срок для принятия налоговым органом решения о зачете суммы излишне уплаченного налога налогоплательщиком в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам)) и абз. 1 п. 8 ст. 78 НК РФ (установлен срок для принятия налоговым органом решения о возврате суммы излишне уплаченного налога), начинают исчисляться по истечении 10 дней со дня, следующего за днем завершения камеральной налоговой проверки за соответствующий налоговый (отчетный) период, или дня, когда такая проверка должна быть завершена в срок, установленный п. 2 ст. 88 НК РФ. В случае же выявления нарушения законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки сроки, предусмотренные абз. 2 п. 4, абз. 3 п. 5 и абз. 1 п. 8 ст. 78 НК РФ, начинают исчисляться со дня, следующего за днем вступления в силу решения, принятого по результатам такой проверки.

Если сумма излишне уплаченного налога возвращается с нарушением срока, установленного п. 6 ст. 78 НК РФ (сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления), и с учетом особенностей, предусмотренных п. 8.1 ст. 78 НК РФ, налоговый орган начисляет на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

Налоговая декларация, расчеты.

Общие требования в части составления, представления налоговой декларации, расчета по налогам установлены ст. 80 НК РФ. Положения данной статьи дополнены новыми абзацами (применяются с 1 января 2020 года): декларация по НДФЛ на бумажном носителе также может быть представлена физическим лицом в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, который при принятии налоговой декларации обязан проставить на ее копии по просьбе налогоплательщика отметку о принятии и дату приема. Днем представления налоговой декларации в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг считается день ее приема многофункциональным центром.

Выездная налоговая проверка.

Проверки, которые проводятся налоговыми органами, бывают камеральными (проводятся по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и других документов, представленных налогоплательщиком) и выездными (проводятся на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа). Общие требования по проведению выездной налоговой проверки установлены ст. 89 НК РФ.

В частности, в п. 2 данной статьи закреплено, что решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган:

  • по месту нахождения организации;

  • по месту жительства физического лица;

  • по месту нахождения обособленного подразделения иностранной организации, признаваемой налоговым резидентом РФ в порядке, установленном п. 8 ст. 246.2 НК РФ.

В результате внесенных Федеральным законом № 325-ФЗ в п. 2 ст. 89 НК РФ изменений, помимо вышесказанного, решение о проведении выездной налоговой проверки вправе выносить налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти по контролю и надзору в области налогов и сборов на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ в отношении налогоплательщиков, имеющих место нахождения (место жительства) на территории этого субъекта РФ.

Также внесены коррективы в части проведения проверки филиала или представительства. Пунктом 4 ст. 89 НК РФ установлено, что самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения:

  • налогового органа по месту нахождения такого подразделения;

  • налогового органа, уполномоченного на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ филиалов и представительств, имеющих место нахождения на территории этого субъекта РФ (положение введено п. 31 ст. 1 Федерального закона № 325-ФЗ).

Осмотр территорий, помещений лица, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов

Должностное лицо налогового органа, проводящее выездную налоговую проверку либо камеральную налоговую проверку на основе декларации по НДС в случаях, предусмотренных п. 8 и 8.1 ст. 88 НК РФ, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе осматривать территории, помещения лица, в отношении которого проводится налоговая проверка, документы и предметы. Эта норма установлена ст. 92 НК РФ.

Положения данной статьи Федеральным законом № 325-ФЗ дополнены нормой (применяется с 01.04.2020), устанавливающей, что осмотр территорий, помещений, документов и предметов проводится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, производящего осмотр. Осмотр осуществляется в присутствии понятых. В его проведении вправе участвовать лицо, территории, помещения, документы и предметы которого подлежат осмотру должностным лицом налогового органа, или его представитель, а также соответствующие специалисты.

Порядок применения вычетов по НДС.

В части применения ст. 172 НК РФ автономным учреждениям, на наш взгляд, будет интересна следующая норма (применяется с 1 января 2020 года). В случае создания налогоплательщиком нематериальных активов (собственными силами и (или) с привлечением третьих лиц) вычеты сумм налога, предъявленных налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ либо фактически уплаченных им при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, для создания таких нематериальных активов, в том числе сумм налога, предъявленных налогоплательщику по договорам на создание нематериальных активов, производятся после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Налог на доходы физических лиц.

В отношении применения гл. 23 НК РФ обращаем ваше внимание на следующие важные новшества.

Во-первых, согласно п. 5 ст. 208 НК РФ в целях применения настоящей главы доходами не признаются доходы от операций, связанных с имущественными и неимущественными отношениями физических лиц, являющихся членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с СК РФ, за исключением доходов, полученных указанными физическими лицами в результате заключения между ними договоров гражданско-правового характера или трудовых соглашений. Также в целях применения гл. 23 НК РФ доходами не признаются суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, уплаченные в соответствии с НК РФ за налогоплательщика иным физическим лицом.

С 1 января 2020 года доходами также не будут считаться суммы НДФЛ, уплаченные налоговым агентом за налогоплательщика при доначислении (взыскании) таких сумм по итогам налоговой проверки в соответствии с НК РФ в случае неправомерного неудержания (неполного удержания) указанных сумм налоговым агентом.

Во-вторых, с 1 января 2020 года налоговым агентам – российским организациям, обозначенным в п. 1 ст. 226 НК РФ, имеющим несколько обособленных подразделений на территории одного муниципального образования, разрешено перечислять исчисленные и удержанные суммы налога (НДФЛ) в бюджет по месту нахождения одного из таких подразделений либо месту нахождения организации, если указанная организация и ее обособленные подразделения находятся на территории одного муниципального образования. Налог уплачивается выбранным налоговым агентом самостоятельно с учетом порядка, установленного п. 2 ст. 230 НК РФ. Уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается, за исключением случаев доначисления (взыскания) налога по итогам налоговой проверки согласно НК РФ при неправомерном неудержании (неполном удержании) налога налоговым агентом (новая норма п. 9 ст. 226 НК РФ).

В-третьих, внесены изменения в налоговом кодексе в порядок представления отчетности по НДФЛ. Новой редакцией ст. 230 НК РФ (применяется с 1 января 2020 года) установлено, что:

1) расчет сумм НДФЛ, исчисленных за год, будет подаваться не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (сейчас такой датой является 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом);

2) не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, теперь будет представляться и документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ за этот налоговый период по каждому физическому лицу (за исключением случаев, при которых могут быть переданы сведения, составляющие государственную тайну);

3) документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ, и расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, направляется налоговым агентом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Налоговый агент вправе представить указанные сведения и расчет сумм налога на бумажных носителях, если численность физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, не превышает 10 человек;

4) налоговые агенты – российские организации, имеющие несколько обособленных подразделений, если место нахождения организации и ее обособленных подразделений – территория одного муниципального образования либо если подразделения находятся в одном муниципальном образовании, представляют документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ, и расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в отношении работников этих подразделений в налоговый орган по месту учета одного из подразделений, выбранного налоговым агентом самостоятельно, либо месту нахождения соответствующей организации. При этом налоговый агент обязан уведомить о выборе налогового органа не позднее 1-го числа налогового периода налоговые органы, в которых он состоит на учете, по месту нахождения каждого обособленного подразделения. Уведомление о выборе налогового органа не подлежит изменению в течение налогового периода. Уведомления подаются в налоговый орган в случае, если изменилось количество обособленных подразделений на территории муниципального образования или произошли другие изменения в налоговом кодексе, влияющие на порядок представления сведений о доходах физических лиц за истекший налоговый период и суммах налога, расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом. Документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога за 2021 год и последующие налоговые периоды, представляется в составе расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом.

Налог на прибыль.

Федеральным законом № 325 ФЗ от 29.09 2019 внесены изменения в ст. 256 НК РФ. Пункт 3 данной статьи содержит перечень объектов, которые исключаются из состава амортизируемого имущества в целях применения гл. 25 НК РФ. В частности, в этом пункте указаны основные средства, переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование, за исключением основных средств, переданных в безвозмездное пользование органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, если эта обязанность налогоплательщика установлена законодательством РФ. Абзац, содержащий данное положение, с 1 января 2020 года исключен из п. 3 ст. 256 НК РФ. При этом ст. 270 НК РФ дополнена новым положением (применяется с 1 января 2020 года), предусматривающим, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде сумм начисленной амортизации по основным средствам, передаваемым налогоплательщиком в безвозмездное пользование, за исключением передаваемых (предоставляемых) в безвозмездное пользование, если такая обязанность налогоплательщика установлена законодательством РФ.

Также 1 января 2020 года вступят в силу новые правила определения срока полезного использования при расконсервации объекта основных средств. Действующей редакцией п. 3 ст. 256 НК РФ установлено, что при расконсервации объекта основных средств амортизация по нему начисляется в порядке, который применялся до момента его консервации, а срок полезного использования продлевается на период нахождения объекта основных средств на консервации. Федеральным законом № 325 ФЗ от 29.09 2019 слова «, а срок полезного использования продлевается на период нахождения объекта основных средств на консервации» исключаются. При расконсервации, завершении реконструкции (модернизации) объекта основных средств амортизация по нему начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошла его расконсервация или завершилась реконструкция (модернизация) (п. 7 ст. 259.1 НК РФ).

С 1 января 2020 года налогоплательщик вправе менять метод начисления амортизации не чаще одного раза в пять лет (ст. 259 НК РФ в редакции Федерального закона № 325-ФЗ). Действующая сейчас редакция ст. 259 НК РФ устанавливает, что изменение метода начисления амортизации допускается с начала очередного налогового периода. При этом сказано, что налогоплательщик вправе переходить с нелинейного на линейный метод начисления амортизации не чаще одного раза в пять лет.

Транспортный налог.

С 1 января 2020 года будут действовать новые положения, введенные в ст. 361 НК РФ, устанавливающие порядок применения плательщиками транспортного налога налоговых льгот. Новой редакцией п. 3 данной статьи предусмотрено, что налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении льготы, а также могут подать документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу. Указанные заявление и документы могут быть направлены в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Заявление о предоставлении налоговой льготы рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения. В случае направления налоговым органом запроса, предусмотренного настоящим пунктом, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения заявления не более чем на 30 дней, уведомив об этом налогоплательщика.

По результатам рассмотрения заявления о предоставлении налоговой льготы налоговый орган направляет налогоплательщику способом, указанным в заявлении, уведомление о предоставлении льготы либо сообщение об отказе от ее предоставления.

В уведомлении о предоставлении льготы должны быть указаны основания для ее предоставления, объекты налогообложения и периоды, применительно к которым предоставляется льгота. В сообщении об отказе от предоставления налоговой льготы должны быть отражены основания для такого отказа, объекты налогообложения, а также период, начиная с которого налоговая льгота не предоставляется.

Формы заявлений налогоплательщиков – организаций и физических лиц о предоставлении налоговых льгот, порядок их заполнения, форматы направления таких заявлений в электронной форме, формы уведомления о предоставлении налоговой льготы, сообщения об отказе от ее предоставления утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.