18.04.2024
ЦИФРОВОЙ КОНТРАКТ, ЕДИНЫЕ ПРАВИЛА НАЦРЕЖИМА, РОСТ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ: ЧЕГО ОЖИДАТЬ В СФЕРЕ ГОСЗАКУПОК?

ссылка на новость: бухвести.рф/162705

Цифровой контракт, единые правила нацрежима, рост уголовных дел: чего стоит ожидать в сфере госзакупок?
 

Последние несколько лет очевиден тренд на структурирование закупок. С 1 октября 2023 года по электронным процедурам для заказчиков установлена обязанность об указании в извещении характеристик объекта закупки с использованием ЕИС, для участников закупки введены новые правила подачи заявок. Теперь же по закупкам, размещенным после 1 апреля 2024 года, заказчики обязаны формировать еще и структурированный контракт. В рамках III Всероссийской конференции для специалистов по закупкам эксперты обсудили запущенный процесс цифровизации, а также актуальные проблемы и планы в области регулирования закупочной деятельности на 2024 и 2025 гг. О том, чего ждать в текущем и следующем году, разберемся ниже.

Импортозамещение в закупках

За I квартал 2024 года ФАС России отмечает существенное уменьшение жалоб, связанных с соблюдением национального режима. Теперь, как сообщила начальник управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Ольга Горбачева, они занимают четвертое место в общем списке. Тем не менее эксперты сходятся во мнениях, что вопросов и проблем по данной теме на текущий момент остается еще много.

На рассмотрении в Госдуме сейчас находится законопроект об оптимизации норм импортозамещения в закупках. Он предполагает унификацию правил закупок при предоставлении национального режима, изменения планируется внести в том числе в Закон № 223-ФЗ. Правительство РФ сможет устанавливать те же типы преференций, что и сейчас: запрет, ограничение допуска (планируется оставить только "второй лишний") и преимущества товару российского происхождения, работам и услугам (предложение участника с полностью российской продукцией будут снижать на 15%, в том числе и при электронном аукционе, а контракт заключать по предложенной цене). При этом количество подзаконных актов значительно сократиться. Однако, как поясняет руководитель департамента методологии и обучения ЭТП "Фабрикант" Ольга Вергунова, пока судя по проекту постановления Правительства РФ единого порядка применения ограничения допуска ожидать не следует. Многочисленные правила просто будут собраны в едином документе. Насколько это будет удобно, вопрос пока неоднозначный. Ведь если сейчас у электронных торговых площадок уже сформировалась своя база по вопросам применения норм импортозамещения в закупках различных товаров, то есть вероятность, что с появлением нового единого акта правоприменительную практику им придется нарабатывать заново. В случае принятия закона поправки в ст. 14 Закона № 44-ФЗ, а также новая ст. 3.1-4 Закона № 223-ФЗ начнут применяться уже с 1 января 2025 года.

К другим актуальным проблемам, связанным с применением нацрежима, эксперты отнесли также вопросы относительно приказа Минфина России от 4 июня 2018 г. № 126н. В частности, один из них касался пункта 1.6 приказа № 126н о подтверждении страны происхождения товаров. Сейчас правоприменительная практика по данному пункту расходится: в одних случаях суды считают, что декларации достаточно во всех случаях для подтверждения соответствия страны происхождения, в других – указывают на необходимость приложения выписки из реестра или сертификата по форме СТ-1. Речь идет о случаях, когда приказ № 126н применяется совместно с постановлением об условиях допуска или ограничении допуска (например, с постановлением Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. № 102). Эксперты надеются, что в ближайшее время при принятии новых подзаконных актов данная норма будет конкретизирована и появится определенность. 

Закупки в сфере здравоохранения

На прошлой неделе Правительство РФ утвердило план мероприятий по реализации Стратегии развития фармпромышленности на период до 2030 года. Он содержит ряд важных изменений в том числе в части госзакупок. Среди прочего предполагает уточнение механизма расчета НМЦК с использованием референтных цен. Минпромторг России, Минздрав России и ФАС России должны отчитаться кабмину по данному вопросу уже к августу 2024 года. "Референтные цены могут появиться уже к ноябрю 2024 года" – пояснил преподаватель Первого МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России Алексей Фёдоров в рамках III Всероссийской конференции для специалистов по закупкам. Эксперт добавил, что для этого министерствам предстоит еще принять ряд существенных мер. А именно, предусмотреть в системе возможность указания о наличии/отсутствии дополнительных характеристик товара при описании предмета закупки, учесть остаточные сроки годности, а также проанализировать логистические особенности регионов при формировании цен.

Положительным мероприятием для отрасли эксперты считают проработку к 2025 году вопроса об интеграции всех систем, в которых содержатся сведения о лекарственных препаратах. Речь идет о ГРЛС, ЕСКЛП, госреестре предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в ЖНВЛП, аналитической системе мониторинга и контроля в сфере закупок лекарственных препаратов и МДЛП.

Однако специалисты считают, что для повышения эффективности закупок в сфере здравоохранения, помимо цифровизации закупочной деятельности, необходимо принять и некоторые концептуальные изменения. Алексей Фёдоров перечислил, в частности, такие предложения:

  • свободное указание нескольких МНН разных дозировок в одной закупке в качестве альтернативных вариантов поставки. Имеется в виду возможность конкурирования не между дистрибьюторами, а между линиями терапии;
  • замена товара не только по улучшенным характеристикам, но и таким же;
  • возможность заключения на один объем финансового обеспечения нескольких безобъемных договоров на закупку лекарств. Эксперт считает, что для этого потребуется перенести этап контроля финансового обеспечения на этап подачи заявок, а также предусмотреть такую процедуру в ЕИС.

Уголовная ответственность в сфере закупок

В текущем и следующем году можно ожидать увеличения количества уголовных дел, связанных с закупками. Об этом сообщил управляющий партнер "Китсинг и партнеры" Владимир Кистинг. Это связано с окончанием действия национальных проектов "Здравоохранение", "Образование", "Демография", "Жилье и городская среда" и "Безопасные качественные дороги". По данным проектам общий объем финансирования составляет более 25,7 трлн руб., поэтому они будут вызывать повышенный интерес у правоохранительных органов, что, как следствие, повлечет большое количество контрольных мероприятий. 

Владимир Кистинг отмечает, что к поставщикам (исполнителям) по госконтрактам чаще всего предъявляются обвинения по ст. 159 (72%), ст. 291 (18%) Уголовного кодекса. Оставшиеся 10% касаются ст. 178, 200.5, 201, 238.1 УК РФ и других составов. Более половины претензий адресованы строительным компаниям, 20% – предпринимателям в сфере здравоохранения, 25% касаются участников иных отраслей. Под ущербом по ст. 159 УК РФ правоохранительные органы обычно понимают завышение цены контракта, завышение объемов закупки и ненадлежащее исполнение контракта (в частности, когда происходит поставка товара более низкого качества). А под обманом же часто рассматривается сговор поставщика и заказчика. Так, в качестве сговора может быть расценено участие исполнителя в формировании НМЦК или технического задания, регулярная победа одних и тех же участников в закупках, приемка некачественных или невыполненных работ.

Эксперты рекомендуют периодически проводить аудит уголовных рисков, а также правильно защищать свои источники информации (удаленный сервер, безопасные мессенджеры и др.) Владимир Кистинг рассказал, что сейчас идет разработка законопроекта, который будет предусматривать определение "незарегистрированное медицинское изделие" наравне с фальсифицированным и недоброкачественным. Ожидается, что данные меры повысят уровень защиты прав заказчиков и поставщиков. 



Источник публикации: ИА "Гарант"