12.03.2024
ШТРАФ ЦЕЛЕВИКУ ЗА НЕЗАВЕРШЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ НЕ УМАЛЯЕТ ЕГО ПРАВО НА БЕСПЛАТНОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ссылка на новость: бухвести.рф/162187

Штраф целевику за незавершение обучения не умаляет его право на бесплатное высшее образование
© vectorfusionart / Фотобанк Фотодженика

Ранее мы рассказывали о попытке оспорить в Верховном Суде РФ норму об обязанности студента-целевика, отчисленного из медвуза за академическую задолженность, выплатить штраф в размере расходов бюджета за его обучение. Напомним, что норму оспаривала студентка, которая отчислилась из вуза как целевик и восстановилась в нем же как обычный студент, обучающийся за счет бюджета, но без обязательств отработать у заказчика обучения. Верховный Суд РФ пришел к выводу, что отчисление за неуспеваемость свидетельствует о невыполнении целевиком своих обязательств перед заказчиком по осуществлению трудовой деятельности в течение трёх лет (не доучился - не получил статус медработника - не мог отработать), следовательно, взимание штрафа за такое отчисление соответствует закону (Определение Конституционного Суда РФ от 13 февраля 2024 г. № 243-О).

Теперь же законность соответствующей нормы Закона об образовании проверялась уже в Конституционном Суде РФ по запросу районного суда, который рассматривал спор между упомянутыми ранее студенткой (отчисленной и восстановившейся вне целевой квоты) и медицинским вузом. По мнению районного суда, спорная норма может противоречить ч. 3 ст. 43 Конституции РФ (о праве гражданина на бесплатное однократное получение высшего образования на конкурсной основе в муниципальном или государственном вузе): если гражданин получал образование по квоте, не закончил обучение, а потом заплатил штраф (а фактически - компенсировал стоимость обучения), то выходит, что для гражданина это образование безальтернативно стало платным?

Конституционный Суд РФ не усмотрел оснований для принятия этого запроса к рассмотрению, указав следующее:

  • целью получения высшего образования является, в том числе, обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства (ч. 5 ст. 10 и ч. 1 ст. 69 Закона об образовании);
  • указанный Федеральный закон предусмотрел право студентов вузов и абитуриентов, поступающих в вуз, заключить договор о целевом обучении с заказчиком целевого обучения, причем к существенным условиям такого договора относятся обязательство заказчика по трудоустройству целевика, а также обязательства целевика по освоению образовательной программы и по осуществлению трудовой деятельности в течение не менее трех лет в соответствии с полученной квалификацией (подп. "б" п. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 56 Закона об образовании);
  • следовательно, механизм целевого обучения по вузовским программам обеспечивает как достижение общих целей высшего образования, так и взаимное удовлетворение интересов целевика и заказчика, которые на началах равенства вступают в соответствующие договорные отношения, что предполагает их согласие с условиями и правовыми последствиями целевого обучения;
  • право граждан на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований реализуется с установленным законом особенностями. Поскольку такое обучение направлено на достижение публично значимых целей (подготовке специалистов, необходимых с учетом потребностей экономики и отраслевых особенностей), то оправдан специальный порядок приема на такое обучение и иные дополнительные условия реализации права на обучения, включая и штраф за отчисление;
  • этот штраф был введен в пределах дискреции законодателя, который ограничил размер штрафа и закрепил возможность освобождения гражданина от выплаты данного штрафа в особых случаях. Такое нормативное регулирование оправдано спецификой целевого обучения, основанного на договорных правоотношениях, правовая природа которого отличается от образования на общей конкурсной основе;
  • следовательно, - с учетом установления особых условий приема на целевое обучение (отдельный конкурс в пределах целевой квоты и гарантия трудоустройства по окончании вуза) - выплата штрафа в связи с незавершением освоения образовательной программы на условиях договора о целевом обучении не может расцениваться как несовместимая с конституционными принципами равенства и справедливости и не нарушает баланса конституционно признанных интересов сторон соответствующих правоотношений;
  • кроме того, незавершение гражданином освоения образовательной программы на условиях договора о целевом обучении не препятствует ему впоследствии реализовать на общих условиях свое право на получение на конкурсной основе высшего образования бесплатно, если таковое получается им впервые (ч. 3 ст. 5 Закона об образовании),
  • поэтому ч. 6 ст. 71.1 Закона об образовании и абзац четвертый п. 58 Положения о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования не содержат неопределенности с точки зрения их соответствия Конституции РФ в аспекте, указанном в запросе районного суда.



Источник публикации: ИА "Гарант"