Автор: Чагин К. Г., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Для автономного учреждения, как и для любого другого хозяйствующего субъекта, доходы – материальная основа его функционирования. В связи с этим вопросы о видах и источниках доходов, а также о степени самостоятельности АУ в распоряжении ими весьма важны. Тем более что правовой статус автономного учреждения накладывает отпечаток на решение этих вопросов – здесь имеются отличия от других типов учреждений (бюджетного и казенного). Рассмотрим и проанализируем «доходный» вопрос с точки зрения законодательства и практики работы автономных учреждений.

Понятие «доход»

В существующей нормативной правовой базе определение понятия «доход» встречается, например, в п. 2 ПБУ 9/99. Правда, здесь расшифровывается понятие «доход организации», а сам документ предназначен для коммерческого сектора, но определение подходит для рассмотрения наших вопросов. Согласно данному акту доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Близкая расшифровка приведена в другом документе, ориентированном в том числе на автономные учреждения, – в п. 43 Концептуальных основ бухучета и отчетности организаций госсектора. Здесь сказано, что доходом признается увеличение полезного потенциала активов и (или) поступление экономических выгод за отчетный период, за исключением поступлений, связанных с вкладами собственника (учредителя).

В этих определениях принципиально для дальнейшего анализа то, что доход может быть не только в денежной, но и в натуральной форме.

Виды и источники доходов

К первой группе относятся доходы, общим источником которых выступает бюджет, – условно назовем их бюджетными доходами. Основных их видов четыре.

1. Субсидия, предоставляемая учредителем на выполнение государственного или муниципального задания. Это основополагающий доход автономного учреждения – он гарантирован ему федеральным законодательством (ч. 2 и 4 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ).

2. Имущество, получаемое от учредителя. Оно приобретается учредителем (либо учреждением за счет средств, предоставленных учредителем) и закрепляется за АУ на праве оперативного управления (ст. 3 Закона № 174-ФЗ).

3. Субсидии, которые учредитель предоставляет на цели, не связанные с выполнением государственного или муниципального задания (абз. 2 и 4 п. 1 ст. 78.1 БК РФ). Что это могут быть за цели, в федеральном законодательстве не определено – они должны устанавливаться в специальном нормативном правовом акте на уровне конкретного учредителя. На практике номенклатура этих целей обширна и разнообразна. Например, в отношении федеральных учреждений, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет ФСС, в перечень включено 29 целей. Среди них фигурируют капитальный ремонт объектов недвижимого имущества, ремонт движимого имущества, охрана объектов незавершенного строительства, проведение конференций и т. д.

4. Средства, полученные от исполнения государственных или муниципальных контрактов. В силу федерального законодательства о контрактной системе участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала. Таким образом, ничто не препятствует автономному учреждению участвовать в конкурсах, запросах котировок и аукционах, проводимых органами государственной власти и местного самоуправления (в том числе учредителем АУ), а также внебюджетными государственными фондами, другими государственными и муниципальными учреждениями. Например, автору статьи известен случай, когда государственное автономное учреждение социального обслуживания выполняло госзаказ по доставке пенсий пенсионерам в муниципальном районе, полученный от регионального отделения ПФ РФ.

К сведению: уникальность такого дохода АУ, как субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания, заключается в том, что он гарантирован федеральным законодательством.

Ко второй группе относятся доходы, которые условно назовем внебюджетными. В качестве их источников могут выступать любые юридические и физические лица.

Основным в этой группе является доход от платных услуг и работ. Поговорим о нем подробнее.

Во-первых, автономное учреждение может предоставлять названные услуги в рамках государственного (муниципального) задания. Именно поэтому бюджетное законодательство выделяет в структуре задания такую позицию, как предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством РФ предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) (п. 1 ст. 69.2 БК РФ). Отметим, что оказывать платные услуги в рамках задания учреждение вправе только в том случае, если данная возможность установлена в каком-либо федеральном законе.

Во-вторых, кроме государственного (муниципального) задания автономные учреждения вправе выполнять работы, предоставлять услуги для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами (ч. 6 ст. 4 Закона № 174-ФЗ). Однако применительно к данной ситуации ни понятие «условия», ни понятие «однородные услуги» в нормативной правовой базе не раскрываются, а потому нуждаются в интерпретации. По мнению автора статьи, приведенную формулировку нужно понимать так: если какая-либо услуга в определенном объеме предоставляется бесплатно в рамках задания, то учреждение, оказывая ту же самую услугу за плату сверх объема, установленного заданием, должно делать это точно так же, как и на бесплатной основе. Иными словами, оплата услуги потребителем не должна вести к улучшению ее качества по сравнению с качеством такой же услуги, предоставляемой потребителям бесплатно в рамках задания.

В свою очередь, от цены на услугу зависит размер дохода АУ. Отсюда следующий актуальный вопрос: кто вправе устанавливать размер платы за услуги, оказываемые автономным учреждением?

Если учреждение муниципальное, ответ на этот вопрос прост. Согласно федеральному законодательству о местном самоуправлении тарифы на услуги муниципальных учреждений определяются органами местного самоуправления, если иное не установлено каким-либо иным федеральным законом. И такие исключения есть. Например, в силу федерального законодательства о культуре организации культуры (в том числе муниципальные учреждения) самостоятельно устанавливают цены (тарифы) на свои платные услуги и продукцию, включая цены на билеты.

Если же автономное учреждение государственное, органы власти вправе устанавливать тарифы на его платные услуги только в том случае, когда последние относятся к услугам, по которым осуществляется государственное регулирование цен (тарифов) или по которым допускается введение государственного регулирования тарифов и надбавок. Исчерпывающий перечень таких услуг определен Правительством РФ. Сюда, в частности, относятся социальные услуги, оказываемые государственными организациями социального обслуживания.

Помимо поступлений от платных услуг и работ существует еще два вида доходов.

1. Доходы от продажи имущества или сдачи его в аренду. Как следует из норм федерального законодательства об автономных учреждениях, недвижимым и особо ценным движимым имуществом учреждение может распоряжаться только с согласия учредителя, а остальным – самостоятельно (ч. 2 ст. 3 Закона № 174-ФЗ). Но напомним, что собственником любого имущества АУ (даже приобретенного им за счет средств, полученных от оказания платных услуг) является Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование (ч. 1 ст. 3 Закона № 174-ФЗ). Поэтому при продаже или сдаче в аренду имущества учреждение должно выполнять требования к соответствующей процедуре, установленные на уровне собственника имущества. Например, это может быть порядок фиксации сделок с имуществом в реестре муниципального или государственного имущества или установленный учредителем размер арендных ставок, в том числе льготных – для отдельных категорий арендаторов.

К сведению: автономное учреждение не вправе самостоятельно распорядиться таким доходом, полученным от учредителя, как объект недвижимости или особо ценное движимое имущество.

2. Инвестиционный доход. Сюда относятся доходы по банковским депозитам, от сделок с ценными бумагами, участия в капитале других юридических лиц. Все это – действия, которые автономное учреждение вправе совершать, законодательных запретов для этого нет.

Степень самостоятельности в распоряжении доходами

В части 8 ст. 2 Закона № 174-ФЗ говорится: доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено названным законом. К подобным исключениям, например, относится ситуация, когда АУ не вправе самостоятельно распорядиться таким доходом, полученным от учредителя, как объект недвижимости или особо ценное движимое имущество (ч. 2 ст. 3 Закона № 174-ФЗ). Нельзя и самостоятельно использовать различные виды доходов для выплаты руководителю учреждения зарплаты желаемого размера. Ведь заключение трудового договора с руководителем АУ (и, следовательно, установление размера его оклада, доплат, надбавок и поощрительных выплат) относится к компетенции учредителя автономного учреждения (п. 6 ст. 9 Закона № 174-ФЗ).

Кроме того, АУ обязано вернуть учредителю неизрасходованные средства, полученные из таких источников дохода, как субсидия на выполнение государственного или муниципального задания (в размере, соответствующем объему невыполненного (недовыполненного) задания) и субсидия на иные цели (ч. 3.15 и 3.17 ст. 2 Закона № 174-ФЗ). Кстати, целевые субсидии, как правило, предоставляются автономному учреждению при условии расходования их по статьям расходов, указанным в соглашении о предоставлении такой субсидии, так что здесь самостоятельность учреждения тоже изначально ограничена.

Наконец, расходование средств в рамках крупных сделок и сделок с заинтересованностью автономное учреждение должно предварительно согласовывать со своим наблюдательным советом (определения и порядок совершения таких сделок даны в ст. 14 – 17 Закона № 174-ФЗ).

Отдельно остановимся на вопросе самостоятельности автономного учреждения в расходовании средств, полученных от оказания платных услуг (выполнения платных работ). В некоторых случаях такая самостоятельность тоже может ограничиваться.

К сведению: даже если автономное учреждение самостоятельно определяет направления и размеры расходования средств, полученных от платных услуг и работ, делать это оно может исключительно для достижения целей, ради которых создано.

В частности, федеральным законодательством о социальном обслуживании установлено, что порядок расходования средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг, устанавливается федеральным органом исполнительной власти (для организаций соцобслуживания, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти) либо уполномоченным органом субъекта РФ (для региональных организаций соцобслуживания). При этом названный порядок должен предусматривать возможность использования данных средств на текущую деятельность, развитие организации социального обслуживания, стимулирование ее работников.

Здесь мы видим явное противоречие между нормами двух федеральных законов (Закона № 174-ФЗ и отраслевого). Однако на практике такие порядки установлены и автономные учреждения социального обслуживания вынуждены следовать им.

Правила и направления расходования средств от платных социальных услуг в разных регионах могут различаться. Например, в Ставропольском крае в явном виде допускается трата этих средств на оказание материальной помощи сотрудникам учреждений. В Санкт-Петербурге в данном контексте используется абстрактная формулировка «на регулирование социально-трудовых отношений и другие аналогичные расходы». А в Архангельской области названное направление расходования средств вообще не предусмотрено. Здесь говорится только о том, что средства на стимулирование труда работников расходуются на основании отраслевого примерного положения об оплате труда в государственных бюджетных и автономных учреждениях в сфере социальной защиты населения, утвержденного правительством Архангельской области, и положения о системе оплаты труда работников, утверждаемого руководителем учреждения.

Впрочем, даже если автономное учреждение самостоятельно определяет направления и размеры расходования средств, полученных от оказания платных услуг (выполнения платных работ), в силу ч. 8 ст. 2 Закона № 174-ФЗ делать это оно может исключительно для достижения целей, ради которых создано. Иными словами – для оказания услуг и выполнения работ в рамках официально установленных полномочий своих учредителей в разрешенных сферах деятельности (ч. 1 ст. 2 Закона № 174-ФЗ). Поэтому если учреждение потратит заработанные средства на какие-то свои нужды, связь которых с обозначенными целями будет сомнительной (например, оплата кейтеринговых услуг при проведении новогоднего корпоративного праздника, приобретение товаров, не имеющих никакого отношения к уставной деятельности учреждения), то контрольные органы могут счесть совершение таких расходов нарушением федерального законодательства. Для сравнения укажем: данное ограничение характерно именно для автономных учреждений, в отношении бюджетного учреждения «привязка» расходования заработанных средств к целям его создания в федеральном законодательстве отсутствует (п. 3 ст. 298 ГК РФ).

Кроме того, на практике может возникать проблемная ситуация: субсидии учредителя на выполнение государственного или муниципального задания не рассматриваются как доход учреждения (таковым считаются только средства, полученные от оказания платных услуг или выполнения платных работ) и из-за этого учредитель диктует учреждению те или иные правила расходования средств субсидий в целом. Однако субсидии, выданные учредителем, – это тоже доход. Именно так они трактуются в налоговом законодательстве: субсидии автономным учреждениям относятся к доходам, не учитываемым при определении базы по налогу на прибыль (п. 14 ч. 1 ст. 251 НК РФ).

Заключение

Итак, автономное учреждение может получать доход из нескольких источников. Приведем их в схематичном виде.

По общему правилу распоряжаться своими доходами автономное учреждение может самостоятельно. Но здесь есть немало исключений, распространяющихся и на бюджетные доходы, и на доходы от платных услуг, работ.