Авдеев Юрий Борисович, руководитель
Аудиторская фирма "Авдеев и К"

В соответствии с Указом Президента РФ от 25 марта 2020 года № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» с 30 марта по 3 апреля 2020 года установлены нерабочие дни с сохранением за работниками зарплаты.

Применение Указа на практике вызвало определенные трудности, связанные с использованием понятия «нерабочие дни» в столь важном для страны нормативном акте.

Как правило, акты президента принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции и законам РФ, что обязывает нас обратиться к действующему законодательству в поисках юридического определения термина «нерабочие дни».

Поскольку вызванные затруднения относятся прежде всего к вопросу определения размера и порядка сохранения зарплаты в нерабочие дни, нам следует обратиться к закону, который регулирует спорные отношения, а именно к Трудовому кодексу РФ.

ТК РФ содержит порядок оплаты и режим труда и отдыха в выходные дни и нерабочие праздничные дни, которым посвящены статьи 111 и 112. Выходным днем является еженедельный непрерывный отдых, к нерабочим праздничным дням относятся праздничные дни, поименованные в ТК.

Определение термина «нерабочий день» в ТК РФ отсутствует, однако это выражение неоднократно используется в кодексе как понятие, включающее в себя одновременно выходные и нерабочие праздничные дни. Так в статье 14 сказано: «Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день». В таком же контексте понятие «нерабочий день» применяется и в других статьях ТК, а также в гражданском законодательстве.

Юридическое определение искомого словосочетания мы не найдем и в других отраслях права, что вынуждает нас вновь вернуться к трудовому законодательству.

Поскольку понятие «нерабочий день» включает в себя два термина – выходной и нерабочий праздничный день, - нам следует определиться, какой из этих двух терминов может подразумевать президентский Указ.

Нерабочие праздничные дни устанавливаются законом и Указ не может противоречить закону. В то же время законом не установлены конкретные даты выходных дней и вроде бы не запрещается полномочиями президента вводить дополнительные выходные дни. Иное понимание нерабочих дней будет противоречить законодательству, кроме того, новое понятие потребует специального правового регулирования оплаты, режима труда и отдыха в эти дни.

Приведенные рассуждения не дают нам иного выбора, кроме как подразумевать под введенными Указом дополнительными нерабочими днями выходные дни.

В таком случае все понятно и не возникает коллизии.

Работа в выходные и праздничные дни запрещена законом. Привлечение к работе в эти дни является нарушением трудового законодательства, включая привлечение работников переведенных на удаленный режим работы, и такое исключение допускается только в случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

Оплата за работу в выходной день производится не менее чем в двойном размере: сдельщикам - не менее чем по двойным сдельным расценкам; работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, - в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки; работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором. Естественно, локальные нормативные акты не могли регулировать отношения для режимов труда и отдыха не предусмотренных ТК РФ.

Вместе с тем, по витиеватому смыслу Указа мы не обнаруживаем намерения оплачивать работу в нерабочие дни в соответствии с трудовым законодательством, на что помимо рассмотренного понятия «нерабочие дни» указывает и замена слова «оплата» на выражение общего характера «сохранение заработной платы». С одной стороны, Указ как бы говорит работодателям: оплатите работникам нерабочие дни; с другой стороны предупреждает работников: не ожидайте двойной оплаты за период работы в эти дни.

Учитывая неординарность ситуации, можно понять и эти намерения – не самое лучшее время возлагать дополнительные затраты на работодателя и бюджет или, с другой стороны, оставлять работников без зарплаты. Однако такое толкование Указа ставит перед работодателем новую задачу – в каком размере определить размер сохраняемой зарплаты.

При сохранении работнику заработка ТК РФ всегда указывает в каком размере он сохраняется: как правило, в размере среднего заработка работника за рабочие дни в период отсутствия работника в эти дни на рабочем месте. В ТК РФ рассматриваемой нами ситуации мы не найдем. В свою очередь Указ аналогичных предписаний не содержит, более того в нём говорится о сохранении зарплаты, что не тождественно понятию заработка, - суммы, фактически уже начисленной за прошедший период.

По определению, приведенному в ТК, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Получается, вновь Указ не содержит каких-либо исключений и отправляет нас к общим условиям оплаты труда в соответствии с трудовым законодательством, то есть по тем же условиям, как, например, в январе с учетом новогодних каникул.

Как нельзя «вовремя», следом за Указом подоспело разъяснение Минтруда, в котором внимания заслуживает только один пункт, согласно которого нерабочий день не относится к выходным или нерабочим праздничным дням, поэтому оплата производится в обычном, а не повышенном размере. Все остальные пункты письма ни о чем не говорят или противоречат такому выводу.

Ситуация запуталась еще более. Что означает выражение: « ...в обычном, а не в повышенном размере»?

Такое понятие как «обычный размер» трудовое законодательство не содержит. Если под «обычным размером» понимать нормы трудового законодательства, которое предусматривает оплату за работу в выходной день в двойном размере или отсутствие оплаты при использовании работником выходного дня, - в таком случае повышенным размером следует считать оплату, которая превышает оплату предусмотренную законом за такие дни, например, тройной размер тарифной ставки за работу в выходной день или оплата использованного выходного дня.

Опять-таки, такое размышление годится в отношении выходных и праздничных дней. Поскольку Минтруд дает совершенно иное понятие нерабочего дня, - мы и вовсе заходим в тупик, в частности, - о какой обычной оплате труда идет речь в необычный нерабочий день и каким нормативным актом должен руководствоваться работодатель для определения размера оплаты этих дней?

Такое Понимание Минтрудом нерабочего дня неубедительно и требует специального нормативного регулирования условий оплаты труда за эти дни. Поэтому оплата в одинарном размере за работу в нерабочий день остается дискуссионной, пока не выйдет нормативный акт или не сложится судебная практика.

О каком же сохранении за работниками зарплаты в нерабочие дни говорится в Указе, и почему на это обстоятельство специально обращается внимание?

Как мы видим, за пределами трудового законодательства ответа на этот вопрос мы не найдем.

Единственным компромиссным вариантом оплаты работникам «нерабочих дней» по основаниям, предусмотренным в ТК, является простой на производстве. Такое понимание сложившейся ситуации наиболее соответствует ТК и не видно препятствий для работодателя издать такой приказ.

Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.