Материал подготовлен: Наталией Голяковой, экспертом департамента бухгалтерских услуг «Бейкер Тилли», магистром права;

Еленой Мишкиной, руководителем группы развития департамента бухгалтерских услуг,
«Бейкер Тилли»

3 октября 2019 года на сайте Роструда опубликован «Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований, дающих разъяснение, какое поведение является правомерным, а также разъяснение новых требований нормативных правовых актов за II квартал 2019 года» (далее – Доклад), посвященный оформлению трудовых отношений.

В Докладе дано руководство по соблюдению обязательных требований законодательства в случаях изменения условий трудового договора по инициативе работодателя (при организационных и технологических изменениях условий труда, при смене собственника, реорганизации), а также даны разъяснения на сложные вопросы работодателей, даны правовые обоснования на них.

В Докладе уточнено на основании каких организационных и технологических изменений условий труда (ч. 1 ст. 74 ТК РФ) работодатель вправе инициировать изменения условий трудового договора с работником.

К числу организационных изменений могут быть отнесены:

  • изменения в структуре управления организации;

  • внедрение форм организации труда (бригадные, арендные, подрядные и др.);

  • изменение режимов труда и отдыха;

  • введение, замена и пересмотр норм труда;

  • изменения в организационной структуре предприятия с перераспределением нагрузки на подразделения или на конкретные должности, в результате чего изменилась система оплаты труда.

В число технологических изменений условий труда могут входить:

  • внедрение новых технологий производства;

  • внедрение новых станков, агрегатов, механизмов;

  • усовершенствование рабочих мест;

  • разработка новых видов продукции;

  • введение или изменение технических регламентов.

Комментарий экспертов «Бейкер Тилли»: Роструд также дал подробную инструкцию по документарному оформлению организационных и технологических изменений условий труда в компании, в случаях, когда работник не согласен работать в новых условиях.

Вторая часть Доклада посвящена изменением трудовых отношений при реорганизации. В частности разъяснено, кого можно уволить при смене собственника имущества организации.

Так, изменение состава учредителей (участников) юридического лица (ЮЛ) не может рассматриваться как смена собственника его имущества. Смена собственника не всегда сопровождается изменением работодателя - ЮЛ. Если собственник поменялся, а работодатель остался прежним, то корректировки в трудовой договор и трудовую книжку не вносятся. Новый собственник имущества вправе не позднее трех месяцев со дня возникновения права собственности расторгнуть трудовые договоры с руководителем организации, заместителем руководителя организации, главным бухгалтером (ч. 1 ст. 75 ТК РФ). На остальных работников данное право нового собственника не распространяется. Например, рядового бухгалтера уволить из-за смены собственника нельзя.

А в случае, если индивидуальный предприниматель - собственник и работодатель в одном лице, смена собственника всегда означает смену работодателя. Новое имущество предприниматель приобретает как новый собственник, а изменяет либо расторгает трудовые договоры и вносит записи в трудовую книжку как новый работодатель.

В Докладе также рассмотрены частные ситуации, даны ответы на них.

Основание: https://www.rostrud.ru.