24.06.2024
10 ПОКАЗАТЕЛЬНЫХ ДЕЛ c КОМИССИЕЙ ПО ПОСТУПЛЕНИЮ И ВЫБЫТИЮ АКТИВОВ

ссылка на новость: бухвести.рф/163524

10 показательных дел c комиссией по поступлению и выбытию активов
© freedomtumz / Фотобанк Фотодженика

Каков срок полезного использования мебели, безвозмездно полученной от другого учреждения? Какой ремонт провел подрядчик в здании - текущий или капитальный? По какой стоимости поставить на баланс неучтенный сарай, выявленный при инвентаризации? Есть ли шанс взыскать с поставщика давнюю предоплату или это безнадежно?

Эти и многие другие вопросы находятся в компетенции постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов. В соответствии с положениями Инструкции № 157н и ряда федеральных стандартов такая профильная комиссия создается для выполнения целого ряда задач:

  • решение комиссии является основанием для принятия к учету основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации, а также их выбытие;
  • установление срока полезного использования объектов в целях принятия их к учету в составе основных средств и начисления амортизации - в тех случаях, когда информация о сроке использования объекта отсутствует;
  • присутствие одного из членов комиссии является необходимым при нанесении инвентарного номера на инвентарный объект ОС;
  • установление срока использования объекта нематериальных активов;
  • определение или уточнение продолжительности периода, в течение которого предполагается использовать нематериальный актив, в целях расчета сумм амортизации объектов нематериального актива;
  • на основании решения комиссии в бухгалтерском учете организаций бюджетной сферы отражаются операции по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию нематериальных активов;
  • и др.

Создание в учреждении комиссии по поступлению и выбытию активов обязательно, а ее отсутствие будет явным нарушением требований стандартов бухучета, Инструкции № 157н, а также Приказов N 52н и 61н, так как многие из утвержденных ими форм первичных учетных документов требуют наличия подписей членов профильной комиссии.

1. Тем не менее, некоторые напрочь забывают об этом - как показывает судебная практика, в ряде учреждений профильная комиссия не создана.

В таком случае по инициативе прокуратуры бездействие учреждения суд признает незаконным и, как следствие, обяжет создать комиссию и утвердить порядок ее работы (решение Одоевского райсуда Тульской области от 30.01.2024 по делу № 2а-50/2024).

Кстати, если учреждение и после решения суда не исполнит требование о создании комиссии, судебный пристав-исполнитель может возбудить исполнительное производство. А это означает, что учреждению придется заплатить исполнительский сбор. Повторное уклонение от исполнения судебного акта грозит административной ответственностью по ст. 17.15 КоАП РФ. Иными словами, несоблюдение требований законодательства о бухгалтерском учете может повлечь дополнительные расходы как для должностных лиц, так и для учреждения в целом, даже в том случае, когда нарушение не подпадает под административную ответственность по ст. 15.15.6 КоАП РФ.

2. И даже если был издан приказ о создании комиссии, но не определены ее численность и персональный состав, комиссия считается несформированной - свои функции она выполнять не может. Так, произошла ситуация, ставшая предметом рассмотрения суда. Поскольку ни в распоряжении руководителя учреждения о создании комиссии по поступлению и выбытию активов, ни отдельным документом не был указан состав ее членов, комиссия к работе не приступила. Отсутствие комиссии не позволило своевременно списать материальные ценности и отразить эти операции в учете, что в свою очередь привело к искажению показателей отчетности. В конечном счете за это поплатился руководитель учреждения - его оштрафовали по ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ (решение Новотроицкого горсуда Оренбургской области от 26.07.2023 по делу № 12-96/2023).

3. Более ответственно к этому вопросу подошли в другом учреждении. В больнице была создана профильная комиссия. В соответствии с положениями учетной политики отдельным приказом утвержден персональный перечень членов комиссии. Однако после этого в течение пяти лет изменения в состав комиссии не вносились. Ревизоры отметили это в акте проверки как нарушение принятой учетной политики (решение АС Амурской области от 24.11.2023 по делу № А04-9490/2023). Не забывайте: кадровые изменения - повод пересмотреть и, при необходимости, скорректировать персональный состав созданных в учреждении комиссий.

4. Нормативные акты по организации бухгалтерского учета в бюджетной сфере не регулируют порядок работы профильной комиссии - этот вопрос находится в компетенции самого учреждения. Как правило, регламент ее работы закрепляется в Положении о комиссии в качестве приложения к учетной политике. Отсутствие Положения о комиссии по поступлению и выбытию активов может стать основанием для признания учетной политики некорректной и резонного требования контролеров повысить ответственность должностных лиц учреждения за соблюдение правил бухгалтерского учета и отчетности (постановление Четвертого ААС от 23.09.2022 № 04АП-3978/22).

5. Важно не только создать профильную комиссию и прописать в локальных актах ее функционал и порядок работы, но и следовать установленным правилам. Комиссия по поступлению и выбытию активов потому и именуется постоянно действующей, что работает она на постоянной основе. И ни одна операция с имуществом или задолженностью (поступление, перемещение, выбытие / списание) не должна пройти без ее участия и оформления соответствующих первичных документов. Бухгалтер просто не имеет права отражать операции в регистрах бухгалтерского учета без решения комиссии в тех случаях, когда оно обязательно.

Пример из судебной практики. Учреждение предусмотрело в учетной политике порядок работы комиссии по поступлению и выбытию активов: заседание комиссии для решения вопросов в рамках ее компетенции проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Однако, как выяснилось при проверке, в нарушение установленного порядка в течение трех месяцев материальные ценности бухгалтерия принимала к учету без участия профильной комиссии. За ненадлежащую организацию работы, отсутствие контроля за работой бухгалтерии и прочие нарушения главного бухгалтера уволили (решение Видновского горсуда Московской области от 17.11.2021 по делу № 2-5531/2021).

6. В другом случае в числе прочих нарушений служебной проверкой было зафиксировано непроведение обязательного комиссионного осмотра поступивших объектов НФА в целях принятия их к бухучету. Руководство учреждения пришло к заключению, что недобросовестное и небрежное отношение начальника отдела к своим обязанностям при оприходовании материальных ценностей вкупе с формально проведенной впоследствии инвентаризацией привело к утрате материальных ценностей. Увольнение должностного лица суд счел справедливым (решение Замоскворецкого райсуда г. Москвы от 06.10.2023 по делу № 02-2383/2023).

7. А может случиться, что комиссия провела осмотр и приемку поступившего имущества, но... просчиталась с количеством объектов и / или их стоимостью, и в учет попали некорректные данные. Кто будет отвечать в этом случае?

В нашем примере профильной комиссией районной администрации были осмотрены вновь созданные в результате благоустройства сквера объекты, определены их количество и первоначальная стоимость. Как полагается, сформированы и утверждены акты о приеме-передаче объектов НФА. Бухгалтерия приняла объекты основных средств в казну.

В ходе проверки КСП сверила акты выполненных работ с составленными комиссией актами о приеме-передачи объектов НФА. Выявили расхождение между фактической стоимостью объектов основных средств и первоначальной балансовой стоимостью, по которой они приняты к учету, - не все затраты на приобретение и создание объектов основных средств, в том числе на доставку и приведение в состояние, пригодное для эксплуатации, были включены в их стоимость. Кроме того, выяснилось, что комиссия не приняла решения об отражении в учете еще нескольких объектов благоустройства, отвечающих критериям основных средств. КСП признала виновным члена профильной комиссии - заместителя главы администрации. Суд согласился: лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, должно обеспечить своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Членами комиссии по поступлению и выбытию активов нарушены положения нормативных актов, что привело к искажению показателей бухгалтерской отчетности (постановление Мирового судьи с/у № 210 Тимашевского района Краснодарского края от 01.04.2024 № 5-111/24).

8. Еще раз напомним: решение об отнесении материальных ценностей к соответствующей группе нефинансовых активов принимается комиссией по поступлению и выбытию активов, члены которой обладают полной и достоверной информацией о назначении и функциональных особенностях объекта. Принимая к учету НФА без заключения комиссии, бухгалтер должен понимать, что берет на себя ответственность за последствия такого шага. В качестве примера - очередное судебное решение. Ревизоры обнаружили, что на счете 105 "Материальные запасы" учтены объекты со сроком службы более 12 месяцев, подлежащие учету в составе основных средств. Как выяснилось, материальные ценности приняты к учету без заключения профильной комиссии об установлении срока их полезного использования. Главного бухгалтера оштрафовали за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету и искажение отчетности (постановление Ольского райсуда Магаданской области от 16.01.2024 по делу № 5-5/2024).

9. Нет решения комиссии об отнесении объектов к соответствующей группе НФА -> не учтены новые объекты основных средств -> нет контроля за их сохранностью -> имеются пробелы в системе внутреннего контроля. Именно такую логическую цепочку выстроила КСП в ходе очередного судебного разбирательства.

Учреждение закупило светильники для монтажа в ходе капитального ремонта помещений. Комиссия по поступлению и выбытию активов оформила акт о приеме-передаче НФА. Решения об отнесении объектов имущества к основным средствам, о первоначальной стоимости установленных объектов не оформлялись. Опираясь на положения учетной политики учреждения, ревизоры заключили, что такие светильники должны включаться в состав основных средств в качестве хозяйственного и производственного инвентаря. Отсутствие объектов основных средств в бухгалтерском учете не позволило обеспечить контроль за его сохранностью. Достоверность отчетности поставили под сомнение. Виновным признали должностное лицо централизованной бухгалтерии, которая обслуживала учреждение, - в его должностные обязанности входило осуществление внутреннего контроля проводимых операций и анализ финансово-хозяйственной деятельности обслуживаемых учреждений (постановление Четвертого КСОЮ от 26.03.2021 по делу № 16-2260/2021).

10. Как показывает судебная практика, наиболее частое нарушение, к которому приводит неисполнение / некачественное исполнение профильной комиссией своих функций, - искажение показателей отчетности. Частое, но не единственное...

В ходе проверки целевого использования страховых средств ТФОМС усомнился в правомерности расходов медучреждения на техническое обслуживание и ремонт прачечного оборудования. Все потому, что в перечень оборудования, подлежащего техобслуживанию и ремонту в 2018 - 2021 гг., в числе прочего включены два сушильных барабана. А они, как следует из бухгалтерской отчетности, уже на 01.01.2018 не числились в балансе - списаны в связи с поломкой. На забалансовый счет 02, где списанное имущество должно было учитываться до утилизации, "сушилки" не отнесли. Вместо этого учли их на забалансовом счете 21 в стоимостной оценке 1 рубль. И лишь при списании в 2022 году с забалансового учета профильная комиссия оформила техническое заключение о невозможности ремонта сушильных барабанов. Получается, что надлежащих документов, подтверждающих в свое время необходимость и сам факт списания имущества с баланса, у учреждения не было. В течение нескольких лет неисправные и неиспользуемые (это доказала проверка) "сушилки" находились в прачечной и больница перечисляла подрядчику средства ОМС за фактически невыполненные работы по их обслуживанию и ремонту (постановление Седьмого ААС от 13.09.2023 № 07АП-6367/23).



Источник публикации: ИА "Гарант"