Основная цель инвентаризации активов и обязательств - обеспечение достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской / финансовой отчетности. Разумеется, обозначенная цель может быть достигнута только если инвентаризация проведена не формально (для галочки), а в полном соответствии с нормативными требованиями и положениями локальных актов учреждения. И когда документы, оформленные по итогам инвентаризационных мероприятий, составлены по всем правилам.
Орган финконтроля провел в учреждении проверку правильности отражения показателей на забалансовых счетах и соблюдения порядка проведения инвентаризации. По итогам проверки учреждению было внесено предписание о проведении внеплановой инвентаризации определенных объектов имущества. Когда учреждение отчиталось об исполнении предписания, выяснилось, что инвентаризационные документы оформлены с нарушением требований Приказа № 52н. В Инвентаризационной описи (ф. 0504087)не указана информация:
о состоянии имущества на дату инвентаризации с учетом оценки его технического состояния и степени вовлеченности в хозяйственный оборот;
о возможных способах вовлечения объектов в хозяйственный оборот, использования в целях получения экономической выгоды (извлечения полезного потенциала) либо, при отсутствии возможности, - о способах выбытия объекта;
о соответствии или несоответствии объектов критериям актива. Эти сведения отсутствуют и в Ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092).
Суд признал, что предписание контрольного органа не исполнено, - оформленные с нарушением законодательства документы не обеспечивают полные и точные данные об имуществе. Руководителя учреждения оштрафовали по ст. 19.5 КоАП РФ.
А в другом примере из судебной практики орган-учредитель по результатам проверки привлек руководителя учреждения к дисциплинарной ответственности. В числе выявленных нарушений ревизоры указали несоответствие Инвентаризационных описей (ф. 0504087) установленным требованиям. Во всех представленных описях не было указано место проведения инвентаризации, количество объектов инвентаризации, общая стоимость материальных ценностей. А результаты инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками, прочими дебиторами и кредиторами не в полном объеме подтверждались актами сверки с контрагентами, хотя соответствующее условие было прописано в учетной политике.
В третьем случае в ходе проверки у ревизоров КСП было много вопросов к учреждению, связанных в том числе с проведением и оформлением инвентаризации. Нестыковки начались с подписанного руководителем учреждения Решения о проведении ежегодной инвентаризации - в нем не была установлена дата проведения инвентаризации. А проверка Инвентаризационных описей (ф. 0504087) обнаружила целый букет нарушений:
форма описи не соответствует шаблону из Приказа № 52н;
в описи указаны реквизиты Распоряжения от проведении инвентаризации, отличные от реквизитов Распоряжения, представленного к проверке;
опись составлена по состоянию на отчетную дату - 1 января, однако членами инвентаризационной комиссии подписана более ранней датой;
объекты инвентаризации отражаются в описи не по группам (видам) нефинансовых активов;
не заполнены данные о фактическом наличии имущества и о результатах инвентаризации;
инвентаризация проведена не по всем счетам учета имущества.
КСП внесла предписание, обязав руководителя учреждения устранить выявленные нарушения и организовать должным образом внутренний контроль в учреждении. В суде руководитель пытался оспорить претензии ревизоров по другим - финансовым - нарушениям (решение АС Краснодарского края от 15 марта 2023 г. по делу № А32-1399/2022, оставленное в силе постановлением Пятнадцатого ААС от 4 декабря 2023 г. № 15АП-15207/23).