В ходе комплексной проверки детской поликлиники территориальным Фондом ОМС обнаружилось нецелевое использование средств ОМС (выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медпомощь пациентам с COVID и из групп риска). Поликлиника восстановила сумму нецелевых трат на лицевом счете ОМС, однако Фонд потребовал перечислить эту сумму непосредственно ему. Поликлиника оспорила акт комплексной проверки в части требования возвратить в бюджет Фонда спорную сумму и выиграла дело:
в соответствии Правилами предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов, утв. постановлением Правительства РФ от 7 июля 2021 г. № 1124, источником финансового обеспечения расходов, связанных с оплатой отпусков и выплатой компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, которым в соответствии с решениями Правительства РФ в 2020 году предоставлялись выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку, являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ, предоставляемые в виде иных межбюджетных трансфертов бюджетам регионов. Таким образом, у поликлиники не было оснований для выплат отпускных медработникам, которым в соответствии с решениями Правительства РФ предоставлялись выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку, за счет средств, полученных на финансовое обеспечение Территориальной программы ОМС;
однако Фондом в ходе проверки установлено, что в 2020-2021 годах поликлиника восстановила спорные денежные средства с лицевого счета в виде субсидии на иные цели на лицевой счет ОМС, таким образом, самостоятельно устранила допущенное нарушение до проведения Фондом проверки;
поскольку средства Фонда заявителем полностью восстановлены на лицевом счете обязательного медицинского страхования, то требование Фонда о перечислении в бюджет спорной суммы фактически будет означать не возврат использованных не по целевому назначению средств ОМС, а повлечет получение Фондом денежных средств в двойном размере, что является недопустимым;
однако суд отмечает, что самостоятельное восстановление медорганизацией на лицевом счете средств ОМС, ранее использованных не по целевому назначению, означает дальнейшее использование восстановленных средств на оплату медицинской помощи, оказанной в рамках Территориальной программы ОМС, то есть по целевому назначению. Фонд, обязывая поликлинику повторно перечислить спорную сумму в бюджет Территориального фонда ОМС, не восстанавливает потери бюджета Фонда, а дополнительно изымает денежные средства в спорной сумме, что по своему содержанию является уже не восстановительной мерой, а штрафом в размере 100 % от суммы нецелевого использования, который не предусмотрен ч. 9 ст. 39 Федерального закона № 326-ФЗ.