Правовая позиция применена в деле по спору между двумя ТФОМС. Суд первой инстанции счел, что гражданин вправе самостоятельно обратиться в медицинскую организацию за оказанием первичной специализированной медико-санитарной помощи. При этом ограничений по территориальному признаку или необходимости получить направление от врача медорганизации по месту жительства гражданина для обращения в поликлиническое подразделение медицинской организации, оказывающей специализированную медицинскую помощь, частью которой является ВМП, законодательство не содержит.
Однако суд апелляционной инстанции пришел к противоположному выводу:
между тем в соответствии с ч. 6 ст. 21 Закона № 323-ФЗ при оказании гражданину медпомощи в рамках программы госгарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи выбор медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта РФ, в котором проживает гражданин, осуществляется в порядке, устанавливаемом Минздравом. Согласно п. 21 Положения № 796н об организации специализированной медпомощи выбор медицинской организации при оказании пациенту специализированной медицинской помощи в плановой форме за пределами территории субъекта РФ, в котором проживает пациент, осуществляется в соответствии с Приказом № 1342н;
согласно п. 12 Приказа № 1342н выбор медорганизации при оказании специализированной медпомощи в плановой форме осуществляется по направлению на оказание специализированной медпомощи, выданному лечащим врачом выбранной гражданином медицинской организации, принявшей заявление. Порядок направления лечащим врачом застрахованных лиц в медицинские организации для оказания медицинской помощи в соответствии с единым требованиями базовой программы ОМС строго регламентирован – направление лечащего врача для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме может быть выдано только при наличии особых медицинских показаний (подп. 3 и 7 Приказа Минздрава России от 23 декабря 2020 г. № 1363н);
следовательно, получение направления лечащего врача медицинской организации, выбранной застрахованным лицом в соответствии с Приказом № 1342н, является одним из обязательных условий для получения специализированной плановой медпомощи застрахованными лицами как по месту жительства, так и в медорганизации за пределами субъекта РФ, в котором проживает застрахованное лицо;
в спорном случае указанный порядок оказания медицинской помощи медицинскими организациями г. Санкт-Петербурга соблюден не был;
следовательно, оплата за счет средств ОМС плановой специализированной медицинской помощи при самостоятельном обращении лица в медицинское учреждение невозможна. Такая оплата возможна в случае самостоятельного обращения пациента в медицинскую организацию исключительно при оказании специализированной медицинской помощи в экстренной и неотложной форме;
вопреки доводам истца о том, что затраты понесены ТФОМС Санкт-Петербурга за период с 2019-2021 годы, следовательно правовая позиция, изложенная в определении СК ЭС ВС РФ от 20 июля 2022 г. по делу № А41-83071/2020 не может быть распространена на имущественные отношения сторон, сложившиеся до принятия указанного определения, правовой подход, изложенный в определении Верховного Суда РФ по конкретному делу применим при рассмотрении споров со схожими фактическими обстоятельствами, независимо от периода возникновения обязательств.