администрацией города, которая не пустила УК к участию в таком конкурсе, потому что она не представила копию утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период,
УК, которая на момент проведения конкурса не просуществовала и года, поэтому годового баланса у неё попросту не было,
и ФАС, которая заступилась за УК и вынесла предписание в адрес ОМСУ с требованием отменить протокол рассмотрения заявок на участие в спорном конкурсе и повторно рассмотреть все заявки.
ОМСУ оспорил предписание в суде, однако безуспешно: три судебные инстанции согласились с антимонопольным органом:
на момент объявления закупочной процедуры (ноябрь 2020 года) срок формирования и подачи налоговой отчетности для УК не наступил, потому что на учет её поставили лишь в марте 2020 года,
что касается формирования промежуточной отчетности, то ни учредительные документы УК, ни законодательство не обязывают формировать таковую,
следовательно, УК не обладала объективной возможностью представить бухгалтерскую или налоговую отчетность за последний налоговый период,
значит, ее следовало допустить к участию в конкурсе, тем более что она представила и пояснительную записку о невозможности предоставить бухгалтерский баланс за последний год, и справки об отсутствии задолженности перед РСО, бюджетом, по административным штрафам, по налогам и сборам и ссудной задолженности, а также справки об оборотах по банковскому счету за период с апреля по ноябрь 2020 года; копию информационного письма о переходе на УСН; копию лицензии на управление МКД, что в совокупности подтверждает положительное финансовое состояние участника конкурса.
Однако Верховный Суд отменил все состоявшиеся решения и удовлетворил требования ОМСУ:
из буквального толкования абз. 4 подп. 2 п. 53 Правил № 75 следует, что в составе конкурсной заявки претендент обязан представить именно утвержденный бухгалтерский баланс за последний отчетный период, а не какой-либо иной документ в подтверждение своей финансовой состоятельности. Отсутствие баланса в приложении к заявке является основанием для отказа в допуске претендента к участию в конкурсе;
отсутствие у лица утвержденного бухгалтерского баланса не может быть восполнено за счет представления иных документов, поскольку такая возможность не предусмотрена законодательством;
ненаступление срока проведения общего собрания участников общества, на котором утверждаются годовые результаты деятельности, также не имеет правового значения в рассматриваемой ситуации, поскольку по смыслу взаимосвязанных положений ст. 3, ч. 4 ст. 13, ч. 1 и 4 ст. 15 Закона о бухучете первым отчетным периодом для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности является период с даты регистрации экономического субъекта по отчетную дату периода, за который составляется данная отчетность, а Правила № 75 предусматривают необходимость предоставления копии утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период, не ограничивая данное требование периодом годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;
при этом в рассматриваемом случае УК имела реальную возможность представить в составе заявки промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность с момента образования и постановки на учет (март 2020) по дату объявления закупочной процедуры (ноябрь 2020 года).