Так, документ определяет, что иностранным агентом может быть признано любое российское или иностранное юрлицо или физлицо, если такие лица получают иностранную поддержку или находятся под иностранным влиянием, а также если они:
осуществляют политическую деятельность либо целенаправленный сбор сведений в области военно-технической деятельности России, которые могут быть использованы против безопасности РФ;
распространяют предназначенные для неограниченного круга лиц сообщения и материалы;
финансируют указанные виды деятельности.
Под поддержкой в указанном случае понимается предоставление лицу иностранными источниками денежных средств или иного имущества, а также оказание лицу иностранным источником организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах. Иностранное влияние, в свою очередь, определяется как предоставление иностранным источником лицу поддержки или оказание воздействия на лицо в том числе путем принуждения, убеждения или иными способами. Что касается иностранных источников, то ими могут быть как иностранные государства и организации – в том числе международные, структуры без образования юрлица, – так и граждане других стран, а также российские юрлица и граждане, уже получающие зарубежное финансирование или поддержку.
Для информирования граждан РФ о том, какие организации и лица являются иностранными агентами, предусматривается ведение единого реестра, содержащего в том числе информацию о том, кто аффилирован с иностранными агентами. Также иностранные агенты будут обязаны сообщать о наличии такого статуса своим работникам, органам публичной власти, в которые они обращаются, лоббируя свои интересы, а также – по-прежнему – маркировать производимые ими материалы. Кроме того, иностранные агенты не смогут:
осуществлять просветительскую деятельность в отношении несовершеннолетних или педагогическую – в государственных и муниципальных образовательных организациях;
производить информационную продукцию для несовершеннолетних;
принимать участие в закупках товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
получать государственную финансовую поддержку, в том числе при осуществлении творческой деятельности;
применять упрощенную систему налогообложения;
участвовать в качестве эксперта в проведении государственной экологической экспертизы.
Закон также определяет порядок включения лиц в соответствующий реестр и информации о них, порядок ее исключения, особенности государственного контроля за деятельностью иноагентов, ответственность за нарушение российского законодательства об иноагентах и т. д.
По мнению авторов инициативы, принятие закона поспособствует защите интересов и обеспечению безопасности РФ, ее суверенитета и территориальной целостности, прав и свобод ее граждан, а также обеспечению безотлагательной реакции на международно-противоправные деяния путем противодействия иностранному вмешательству в дела государства, российского общества, реализации прав и свобод россиян.