21.03.2022
ДАЖЕ ЕСЛИ ОТНОШЕНИЯ БАНКА С КЛИЕНТОМ НАЧАЛИСЬ С ЗАПРОСА ОБ ОБРАБОТКЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ЭТОГО КЛИЕНТА, НА ТАКОЙ ЗАПРОС НАДО ОТВЕЧАТЬ

ссылка на новость: бухвести.рф/151760

Даже если отношения банка с клиентом начались с запроса об обработке персональных данных этого клиента, на такой запрос надо отвечать 
belchonock / Depositphotos.com

Гражданин одновременно принес в банк несколько заявлений. В первых четырех он требовал оказать ему банковские услуги – незамедлительно осуществить переводы денежных средств на его банковский счет (в связи с исполнением решения суда), и одновременно в пятом заявлении:

  • предоставить ему сведения об обрабатываемых банком его персональных данных (далее также – ПДн), а именно – какие его персональные данные обрабатываются ответчиком, в том числе в связи с получением и исполнением его предыдущих заявлений от той же даты,
  • каковы сроки обработки его персональных данных,
  • в том числе каковы сроки их хранения.

Банк все заявления проигнорировал, и через полгода гражданин обратился в суд. В иске он просил:

  • признать незаконным бездействие банка по осуществлению денежных переводов и обязать осуществить эти переводы (в части этих требований истец затем попросил производство по делу прекратить);
  • признать незаконным бездействие банка по не предоставлению в установленный законом срок ответа на его запрос о предоставлении сведений о его персональных данных в силу ч. 7 ст.14 Закона о ПДн, а также по непредставлению этих данных;
  • предоставить сведения об обрабатываемых банком его персональных данных;
  • взыскать с банка в качестве компенсации морального вреда 100 тыс. руб.

Суд удовлетворил эти требования частично:

  • ч. 7 ст. 14 Закона о ПДН дает субъекту персональных данных право на получение информации, касающейся обработки его ПДН, в том числе содержащей подтверждение факта обработки ПДн оператором; правовые основания и цели обработки ПДн; цели и применяемые оператором способы обработки персональных данных; обрабатываемые персональные данные, относящиеся к соответствующему субъекту персональных данных, источник их получения; сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения, и ряд иных сведений;
  • согласно ч. 3 ст. 14 Закона о ПДн, эти данные предоставляются субъекту персональных данных или его представителю оператором при обращении либо при получении запроса субъекта персональных данных;
  • согласно положениям ст. 20 и ст. 21 Закона о ПДн, оператор обязан сообщить субъекту информацию о наличии персональных данных, относящихся к соответствующему субъекту, а также предоставить ему возможность ознакомления с ними при обращении субъекта персональных данных либо в течение 30 дней с даты получения запроса;
  • таким образом, запросы гражданина были проигнорированы банком незаконно, банк обязан предоставить запрошенную истцом информацию;
  • персональные данные относятся к категории нематериальных благ,
  • согласно ст. 151 Гражданского кодекса, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. В данном случае истцу, действительно, неправомерным бездействием банка причинены нравственные страдания, так как банк запрос истца проигнорировал и уклоняется от предоставления запрошенных сведений. Для восстановления нарушенного права истец был вынужден обратиться в суд, поэтому с учетом принципа разумности и справедливости необходимо взыскать с банка компенсацию морального вреда в размере 500 руб.

Решение "устояло" в апелляции и кассации. Банк неоднократно приводил доводы о том, что он якобы не обязан был предоставлять эти данные в силу ч. 4 ст. 18 Закона о ПДн.

Однако, по мнению судов:

  • законодатель в ч. 4 ст. 18 Закона о ПДн закрепляет исключения из правила о предоставлении гражданину информации в случае, если персональные данные о гражданине получены не от этого гражданина;
  • в рассматриваемом случае обстоятельства иные, поскольку персональные данные истца получены ответчиком от самого истца, а потому порядок предоставления истцу информации о его (истца) персональных данных регламентируется ч. 7 ст. 14 Закона о ПДН,
  • доводы жалобы об отсутствии оснований для взыскания с банка морального вреда также подлежат отклонению, поскольку положения ст. 24 Закона о ПДн закрепляют, что для взыскания компенсации морального вреда достаточно установления нарушения прав субъекта персональных данных, нарушения правил обработки персональных данных;
  • в данном случае в ходе судебного разбирательства судебные инстанции установили факт нарушения прав истца на получение от ответчика ответа на запрос о предоставлении информации, предусмотренной ч. 7 ст. 14 Закона о ПДн, следовательно, удовлетворение требования истца о компенсации морального вреда соответствует указанной норме закона;
  • довод жалобы о злоупотреблении истцом правом на обращение в суд обоснованно отклонен судебными инстанциями, поскольку банком не представлено доказательств того, что истец обратился в суд исключительно с намерением причинения ответчику вреда.

Отметим, что судя по картотеке районного суда, истец регулярно обращается в суд за защитой своих прав (Определение Восьмого КСОЮ от 1 февраля 2022 г. по делу № 8Г-24782/2021[88-443/2022-(88-22400/2021)]).



Источник публикации: ИА "Гарант"