02.02.2022
ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДЛОГА "ДО" ПРИМЕНИТЕЛЬНО К СРОКУ ПОДАЧИ УВЕДОМЛЕНИЯ О ВКЛЮЧЕНИИ МЕДОРГАНИЗАЦИИ В РЕЕСТР УЧАСТНИКОВ ОМС: ПОЗИЦИЯ СУДА

ссылка на новость: бухвести.рф/150762

Значение предлога "до" применительно к сроку подачи уведомления о включении медорганизации в реестр участников ОМС: позиция суда
Lana_U / Depositphotos.com

Суды всех уровней признали незаконным отказ ТФОМС в рассмотрении уведомления о включении медорганизации в реестр медорганизаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС на следующий календарный год, из-за нарушения срока подачи данного заявления (до 1 сентября года, предшествующего году, в котором медорганизация намерена осуществлять деятельность в сфере ОМС, согласно ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации").

Первоначально организация подала такое уведомление 25 августа 2020 года, но в субботу 29 августа получила сообщение от ТФОМС о возврате уведомления ввиду несоответствия представленных документов необходимым требованиям. Медорганизация исправила и заново подала уведомление в ТФОМС в понедельник 31 августа. В этот же день в 17.45 медорганизация вновь получила от ТФОМС сообщение о возврате уведомления, вновь по мотивам несоответствия представленных документов необходимым требованиям. Медорганизация опять скорректировала уведомление и переподала его утром 1 сентября, однако вечером того же дня ФОМС сообщил ей об отказе во включении в реестр медорганизаций системы ОМС на 2021 год по причине пропуска срока для направления уведомления.

Медорганизация оспорила отказ и выиграла:

  • в ч. 2 ст. 15 Закона об ОМС предусмотрено, что медорганизация включается в реестр медорганизаций системы ОМС на основании уведомления, направляемого ею в территориальный фонд ОМС до 1 сентября года, предшествующего году, в котором медорганизация намерена осуществлять деятельность в сфере ОМС, а ТФОМС не вправе отказать ей во включении в реестр медорганизаций. При этом Комиссия по разработке терпрограммы ОМС в субъекте РФ может даже установить иные сроки подачи уведомления для вновь создаваемых медорганизаций;
  • согласно Правилам ОМС медорганизация направляет уведомление о включении в реестр до 1 сентября года, предшествующего году, в котором она намерена осуществлять деятельность в сфере ОМС, при этом случае направления уведомления в электронном виде медорганизация в течение 7 рабочих дней с даты направления уведомления представляет в ТФОМС заверенные копии документов, подтверждающих ряд необходимых сведений. В день получения этих документов ТФОМС проверят их и либо вносит медорганизацию в реестр и присваивает реестровый номер, либо уведомляет медорганизацию о несоответствиях, она вносит уточнения в уведомление с учетом срока, установленного ч. 2 ст.15 Закона об ОМС;
  • в рассмотренном случае такое уведомление направлено 1 сентября 2020 года, что, по мнению суда, свидетельствует о соблюдении срока подачи уведомления;
  • позиция ТФОМС о том, что ст. 15 Закона об ОМС, устанавливающая срок подачи уведомления до 1 сентября года, при ее буквальном толковании не содержит формулировку "включительно", судом отклоняется, так как отсутствие соответствующей формулировки не должно иметь определяющего значения, поскольку законодатель указывает конкретную дату, до которой возможна подача уведомления;
  • иное порождало бы правовую неопределенность, связанную с лексическими тонкостями русского языка;
  • при этом по мнению суда апелляционной инстанции, указание на то, что для вновь созданных медорганизаций, получивших медлицензию позднее 1 сентября, могут быть установлены иные сроки, также свидетельствует о том, что обязанность по представлению уведомления может быть исполнена непосредственно 1 сентября;
  • при таких обстоятельствах вывод ТФОМС о пропуске срока подачи уведомления о включении в реестр медорганизаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС на территории региона на 2021 год, нельзя признать обоснованным, с учетом изложенного заявленные требования (признать незаконным отказ и обязании устранить нарушения) подлежат удовлетворению, ТФОМС обязан повторно рассмотреть спорное уведомление.

ВС РФ отказал ТФОМСу в пересмотре дела, отметив, что доводы кассационной жалобы не подтверждают наличие существенных нарушений норм права и не поясняют, чем нарушены публичные интересы, и какой защите они подлежат (Определение Верховного Суда РФ от 24 декабря 2021 г. № 301-ЭС21-24226).



Источник публикации: ИА "Гарант"