16.08.2019
РАЗРАБОТАНА КОНЦЕПЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ С УЧАСТИЕМ БЕСПИЛОТНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

ссылка на новость: бухвести.рф/125876

Разработана Концепция обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств
Scharfsinn / Depositphotos.com

Минпромторг России направил на независимую антикоррупционную экспертизу проект соответствующего правительственного постановления. Документ предназначен для содействия развитию транспортной инфраструктуры, обеспечивающей внедрение беспилотного дорожного движения, и выработки политики органов госвласти в данной сфере.

Отмечается, что в настоящее время уже имеются транспортные средства, способные двигаться в беспилотном режиме, но действующее законодательство пока не позволяет однозначно определить для них правила безопасности. "Концепция создает предпосылки для снятия административных барьеров и разработки согласованных нормативных требований в целях поддержки безопасной интеграции беспилотных транспортных средств с традиционными участниками дорожного движения и повышения качества предоставляемых транспортных услуг", – подчеркивается в документе.

Согласно Концепции внедрение беспилотных транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования нацелено на:

  • повышение безопасности дорожного движения;
  • повышение номинальной пропускной способности дорог;
  • оптимизацию транспортных процессов;
  • формирование заданного поведения участников дорожного движения и культуры вождения;
  • развитие различных сервисных услуг пользователям транспортной системы;
  • поддержание заданного уровня содержания дорожного полотна и дорожно-транспортной инфраструктуры.

Документ содержит рекомендации по безопасному функционированию высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС) – в частности, установлены требования к автоматизированным системам вождения, правила допуска к эксплуатации и методы проверки (валидации) параметров ВАТС. Отдельные положения касаются системы взаимодействия между транспортным средством и водителем ("человеко-машинный интерфейс"), кибернетической безопасности ВАТС, среды штатной эксплуатации. Некоторые разделы посвящены дорожно-транспортной инфраструктуре, необходимой для движения ВАТС, порядку обучения и подготовки пользователей ВАТС и перспективным сферам использования беспилотных и подключенных ТС.

Проанализирована и социально-экономическая эффективность внедрения высоко- и полностью автоматизированных ТС. Так, в числе положительных эффектов от их использования – получение дополнительных доходов от увеличения объемов перевозок грузов, которые могут осуществляться круглосуточно в связи с отсутствием необходимости отдыха водителей, а также за счет увеличения скорости доставки. Здесь же – экономия топлива, устранение ограничений, связанных с установленным максимальным количеством часов вождения без перерыва и увеличение продолжительности непрерывного движения ТС, экономия на зарплате водителей. Плюсом от внедрения ВАТС также должно стать снижение вредных выбросов в атмосферу, а ключевым преимуществом – экономический и социально-общественный эффект от резкого снижения аварийности.

Но при массовом внедрении ВАТС имеется один значимый недостаток – потеря рабочих мест людьми, чья работа связана с управлением транспортными средствами. "Некоторые профессии станут не востребованы, некоторые будут существенно сокращены. Это не только водители такси, грузовиков и автобусов. Полностью изменится рынок страхования, резко снизится необходимость в специалистах по анализу ДТП и восстановительному ремонту автомобилей, отсутствие нарушений ПДД преобразует и сегодняшнюю ГИБДД", – считают разработчики документа.

Ожидается, что в целом реализация Концепции будет способствовать снижению:

  • количества погибших в ДТП;
  • доли автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки;
  • количества мест концентрации ДТП (аварийно-опасных участков) на дорожной сети.

Кроме того, будут разработаны технологии, обеспечивающие движение беспилотных транспортных средств по автомобильным дорогам, сформирован перечень таких технологий и рекомендаций по их применению, а также приняты нормативные правовые акты, направленные на применение беспилотных технологий управления ТС на участках дорог общего пользования. В целом реализация Концепции приведет к внедрению на автомобильных дорогах общего пользования интеллектуальных транспортных систем, ориентированных в т. ч. на обеспечение движения беспилотных ТС.

_____________________________

1 С текстом проекта постановления Правительства РФ "Об утверждении концепции обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования" и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 01/01/08-19/00094034).


Источник публикации: ИА "Гарант"