Так должно происходить независимо от того, когда конкретно налоговая вынесла решение о доначислениях – до или после указанной даты.

По результатам выездной проверки налоговая привлекла фирму к ответственности за правонарушение, доначислив налог на имущество за каждый из отчетных периодов 2013 года. Решение было вынесено 6 февраля 2018 года, а уплата доначисленного налога была произведена фирмой по платежному поручению от 14 мая. В связи с просрочкой налоговая начислила пеню — первые 31 сутки по 1/300 ставки рефинансирования ЦБ, а с 8.03.2018 по 13.05.2018 — по 1/150. Начисление пени в повышенном размере с 8 марта было оспорено налогоплательщиком как неправомерное.

Центральный аппарат ФНС России, рассмотрев жалобу фирмы, вынес решение от 05.10.2018 № СА-4-9/19520@, удовлетворившее требования налогоплательщика. Инспекция исходила из того, что начисление пени по 1/150 применяется при просрочке свыше 31 дня по решениям, вынесенным после 1 октября 2017 года. 

ФНС нашла действия инспекции ошибочными, поскольку для юрлиц на сумму задолженности, сложившейся до 1.10.2017, применяются пени по 1/300 ставки рефинансирования. И только лишь в отношении недоимок, образовавшихся после указанной даты, применимы положения пункта 4 статьи 75 НК о повышенных пенях – в редакции закона № 401-ФЗ от 30.11.2016.

Инспекции, допустившей "брак в работе", ФНС вменила в обязанность произвести перерасчёт пени по 1/300, а вышестоящему управлению — проконтролировать исполнение.

ФНС в своё время разослала письмо, где содержались соответствующие разъяснения по данному поводу, и даже неоднократно заверяла насчет неповышения пеней по "старым" недоимкам. То же самое делал и Минфин.