ООО «Н» заявило вычеты по операциям с ООО «Р», представив в подтверждение договоры подряда, счета-фактуры, сметы на выполнение электромонтажных работ, акты выполненных работ и платежные поручения.

По результатам выездной проверки ИФНС отказала в вычете, установив, что контрагент по месту регистрации не находится, бухгалтерская отчетность представлена с «нулевыми» показателями, численность – 1 человек. Должностные лица налогоплательщика пояснили, что фактически работы по договорам подряда выполнял ИП, который одновременно являлся представителем ООО «Р». Денежные средства, полученные в счет оплаты работ, контрагент перечислил предпринимателю. Учитывая, что предприниматель применял УСН и не являлся плательщиком НДС, по мнению инспекции, сделка с ООО «Р» была направлена на получение необоснованной налоговой выгоды.

Компания оспорила решение в суде (дело № А82-6346/2016) указав, что затраты по сделке инспекция сочла обоснованными и подтвержденными, а эти же документы по вычетам – недостоверными. Таким образом, одним и тем же документам была дана различная правовая оценка, что, по мнению компании, незаконно.

Суды трех инстанций (постановление кассации Ф01-106/2017 от 06.03.2017) отказали в удовлетворении иска, указав, что фактически оплату за работу получил предприниматель, который плательщиком НДС не являлся. В решении апелляции указано: «тот факт, что налоговым органом приняты в расходы при исчислении налога на прибыль затраты на приобретение работ в силу реального их выполнения для Общества не спорным контрагентом, не свидетельствует о правомерности применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость по спорным счетам фактурам».