Автор: С. Бычков
Журнал "Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение" № 8/2015
Учреждение здравоохранения периодически выделяет свой врачебный персонал для проведения медицинского освидетельствования граждан, призываемых на военную службу. Работникам за период проведения освидетельствования выплачивается средний заработок (код вида деятельности 7 «Средства по обязательному медицинскому страхованию»). Денежных средств для выплаты среднего заработка по коду вида деятельности 2 у учреждения недостаточно. Как в бухгалтерском учете отражаются операции по получению сумм компенсации расходов учреждения из военкомата?
Согласно п. 1 ст. 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» при призыве на военную службу граждане проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами.
Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565 (далее – Положение), установлен порядок организации и проведения такого медицинского освидетельствования. Пунктом 9 Положения предусмотрено, что по заявке начальника отдела военного комиссариата РФ (далее – военный комиссариат) субъекта РФ по муниципальному образованию, военного комиссара субъекта РФ медицинским учреждением выделяются врачи-специалисты и медицинские работники со средним медицинским образованием для проведения:
а) освидетельствования:
- граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет;
- граждан, призываемых на военную службу или на военные сборы;
- граждан, направляемых на альтернативную гражданскую службу;
- граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу;
б) медицинского осмотра:
- граждан, не пребывающих в запасе и призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения такой службы;
- граждан, не состоящих на военной службе и поступающих на военную службу по контракту;
- граждан, поступающих в военно-учебные заведения;
- граждан, изъявивших желание пройти и проходящих военную подготовку в учебных военных центрах, на военных кафедрах (факультетах военного обучения) при образовательных организациях;
- граждан, прошедших военную подготовку в учебных военных центрах, на военных кафедрах (факультетах военного обучения) и оканчивающих образовательную организацию, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ;
в) контрольного освидетельствования:
- граждан, получивших отсрочку и освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья;
- граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам освидетельствования.
Для проведения медицинского освидетельствования граждан, призываемых на военную службу, между медицинским учреждением и военным комиссариатом заключается договор на привлечение врачей в качестве персонала для работы в медицинской комиссии военного комиссариата. В договоре оговариваются порядок оказания медицинских услуг и порядок выплаты компенсации расходов в виде среднего заработка работникам медицинского учреждения за счет средств федерального бюджета. В качестве примера можно привести образец договора, представленный в Информационном письме Департамента здравоохранения г. Москвы от 15.08.2014 № 92-15-24177/14.
Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704 (далее – Правила № 704).
Пунктом 2 Правил № 704 установлено, что компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда) врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, возмещением расходов на их проезд в другую местность и обратно, наем (поднаем) жилья, а также командировочных (суточных) расходов в случае участия указанных лиц в проведении:
- медицинского освидетельствования граждан в связи с воинским учетом, призывом на военную службу, поступлением в военную профессиональную образовательную организацию, военную образовательную организацию высшего образования, на военную службу по контракту, призывом на военные сборы;
- медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед их направлением к месту прохождения военной службы;
- контрольного медицинского освидетельствования граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования. В договоре должно быть прописано, что компенсация расходов медицинскому учреждению комиссариатом производится за счет средств федерального бюджета на основании Правил № 704.
Кроме того, в договоре может быть указано, что для компенсации расходов учреждению следует представить в военный комиссариат подписанные (заверенные) в установленном порядке документы:
- счет на оплату расходов на выплату среднего заработка врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, которые вошли в состав медицинской комиссии, с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда;
- акт выполненных работ;
- список врачей-специалистов и среднего медицинского персонала, привлекаемых для проведения медицинского освидетельствования граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, согласованный с руководителем учреждения и утвержденный высшим должностным лицом субъекта РФ по представлению военного комиссара (начальника отдела военного комиссариата);
- список врачей-специалистов и среднего медицинского персонала, привлекаемых для проведения медицинского освидетельствования граждан при призыве на военную службу, согласованный с руководителем учреждения и утвержденный председателем призывной комиссии по представлению военного комиссара (начальника отдела военного комиссариата), который утверждается высшим должностным лицом субъекта РФ;
- список врачей-специалистов и среднего медицинского персонала в составе внештатной военно-врачебной комиссии, привлекаемых для проведения медицинского освидетельствования граждан при постановке на воинский учет и призыве на военную службу, согласованный с руководителем учреждения и утвержденный приказом начальника отдела военного комиссариата;
- табель учета рабочего времени медицинских работников – членов медицинской комиссии, утвержденный руководителем учреждения и согласованный с начальником отдела (объединенного) военного комиссариата;
- справку-расчет средней заработной платы на каждого медицинского работника – члена медицинской комиссии;
- расчетно-платежную ведомость начисления рассчитанного среднего заработка медицинским работникам – членам медицинской комиссии. Выплата компенсации осуществляется путем перечисления на счет медицинского учреждения необходимой денежной суммы (п. 4 Правил № 704).
Относительно средств, получаемых учреждением от военкомата в качестве компенсации затрат, нужно сказать следующее. В силу п. 2 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными согласно федеральным законам, иным нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам и уставу.
Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах предусмотренного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.
Бюджетное учреждение может осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует указанным целям, при условии что такая деятельность отражена в его учредительных документах. Бюджетное учреждение привлекает своих работников к проведению медицинского освидетельствования граждан, призываемых на военные сборы. Средства, которые получает учреждение от военного комиссариата в качестве компенсации затрат, учитываются по коду вида деятельности 2. Поскольку учреждение не имеет возможности выплатить средний заработок работникам, привлеченным к проведению медицинских осмотров, по этому коду вида деятельности, оно производит выплату среднего заработка за счет средств ОМС (код вида деятельности 7) и затем восстанавливает данные суммы.
Приведем пример отражения в учете операций, связанных с выплатой компенсации среднего заработка врачебному персоналу, задействованному в работе призывных комиссий.
Бюджетное учреждение здравоохранения по заявке военного комиссариата в 2015 году направляет врачей для проведения медицинского освидетельствования граждан в связи с призывом на военную службу. Средний заработок, подлежащий выплате врачам, равен 20 000 руб. Данные суммы были выплачены за счет средств ОМС. В последующем военный комиссариат компенсировал уплаченную учреждением сумму среднего заработка и начисленных на него страховых взносов в размере 6 040 руб.
В бухгалтерском учете учреждения были сделаны следующие записи:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
---|---|---|---|
Начислена сумма среднего заработка сотрудникам за период работы в военкомате |
2 401 20 211 |
2 302 11 730 |
20 000 |
Начислена сумма страховых взносов |
2 401 20 213 |
2 303 02 730 2 303 06 730 2 303 07 730 2 303 10 730 |
6 040 |
Удержан НДФЛ |
2 302 11 830 |
2 303 01 730 |
2 600 |
Привлечены денежные средства для выплаты среднего заработка |
2 201 11 510 |
2 304 06 730 |
26 040 |
Выплачен средний заработок сотрудникам |
7 304 06 830 |
7 201 34 610 |
17 400 |
Предъявлен военному комиссариату счет на возмещение расходов в сумме среднего заработка, выплаченного врачам, и начисленных на него страховых взносов |
2 205 31 560 |
2 401 10 130 |
26 040 |
Получена сумма возмещения расходов |
2 201 11 510 |
2 205 31 660 |
26 040 |
Возмещен источник финансового обеспечения, направленного на исполнение кредиторской задолженности |
2 304 06 860 7 201 11 510 |
2 201 11 610 7 304 06 730 |
26 040 26 040 |