02.12.2019
ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ФАС РОССИИ ПО ВНЕПЛАНОВЫМ ПРОВЕРКАМ МОГУТ РАСШИРИТЬ

ссылка на новость: бухвести.рф/130410

Полномочия органов ФАС России по внеплановым проверкам могут расширить
Subbotina / Depositphotos.com

Помимо законопроекта об ужесточении уголовной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, о чем портал "ГАРАНТ. РУ" писал ранее, Правительство РФ разработало проекты изменений, направленные  на совершенствование норм антимонопольного законодательства и на дополнение КоАП санкциями за их нарушение.

В частности, поправками в Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции) планируется:

  • предоставить антимонопольным органам право не уведомлять о проведении внеплановой проверки при нарушении требований об организации торгов в  соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции на предмет наличия сговора между заказчиком или организатором торгов и участниками торгов (сегодня антимонопольный орган должен сообщить о планах такой проверки за 24 часа до ее проведения (ч. 13 ст. 25.1 Закона о защите конкуренции));
  • разрешить осуществлять выемку (изъятие) документов и предметов по расследованиям, связанным с установлением антиконкурентных соглашений;
  • позволить брать объяснения у должностных лиц компаний, в отношении которых осуществляются мероприятия по антимонопольному контролю;
  • увеличить срок давности по всем делам об антиконкурентных соглашениях с трех до четырех лет, когда дело возбуждено до истечения трех лет с даты заключения или реализации сговора, а если данные соглашения имеют признаки преступления – до шести лет.

Кроме того, предлагается закрепить право антимонопольного органа на получение персональных данных и данных об абонентах услуг связи. В то же время в Федеральном законе от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее – Закон об ОРД) планируется установить возможность передачи правоохранительными органами результатов оперативно-розыскных мероприятий антимонопольным органам в пределах их ведения.
К указанным сведениям могут допустить экспертов, которых планируют отбирать по решению комиссии (не только в рамках заключения госконтрактов согласно ч. 4 ст. 42.1 Закона о защите конкуренции), и предоставить им право на ознакомление с материалами дел, составляющих охраняемую законом тайну, а также с персональными данными, со сведениями об абонентах услуг связи в необходимом для их работы объеме. Кроме того, предусмотреть обязанность экспертов не разглашать указанные сведения под условием ответственности в соответствии с законодательством РФ.

В качестве превентивной меры предусматривается изменение в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе), которое обяжет заказчиков при извещении об осуществлении закупки в единой информационной системе предупреждать поставщиков (подрядчиков, исполнителей) об административной и уголовной ответственности за нарушение законодательства в сфере закупок, антимонопольного и антикоррупционного законодательства.

Также не исключено, что контроль за недобросовестными юрлицами, нарушившими ст. 11 Закона о защите конкуренции, будет организован посредством ведения специального реестра. В такой реестр не будут включать информацию об освобожденном от административной ответственности лице вследствие его добровольного заявления о нарушении антимонопольного законодательства.

По вопросам освобождения от административной ответственности виновных лиц или снижения административного штрафа в Законе о защите конкуренции предлагается урегулировать порядок фиксации заявлений (в том числе в электронном виде), поскольку такие основания могут возникнуть лишь в зависимости от очередности признания в участии в картелях, например, если заявления направлены одновременно двумя или более участниками соглашения в федеральный и в территориальный антимонопольный орган, первым будет считаться заявление, поданное в федеральный антимонопольный орган.

В случае принятия закона о внесении изменений в Законы о защите конкуренции, о контрактной системе и об оперативно-розыскной деятельности, его вступление в силу запланировано по истечении 10 дней после дня официального опубликования, за исключением положений о реестрах участников незаконных соглашений, которые предлагается ввести в действие с 1 января 2021 года.

За препятствие проведению внеплановых проверок незаконных соглашений, для которых не предусмотрено предварительное уведомление проверяемого лица (ч. 14 ст. 25.1 Закона о защите конкуренции), в том числе в сфере гособоронзаказа, по которому ответственность для военнослужащих за такие правонарушения законопроектом планируется ввести на общих основаниях, в КоАП РФ намерены предусмотреть специальные санкции. Существующие в административном законодательстве штрафы в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб. (ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ) для юрлиц, противодействующих таким проверкам, авторы законопроекта считают недостаточно предпринимаемыми мерами. В этой связи конкретно за воспрепятствование проведению должностным лицом антимонопольного органа проведения проверки заключения незаконного соглашения предлагается установить штрафы:

  • для физлиц – от 15 тыс. до 30 тыс. руб.;
  • для должностных лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб.;
  • для юрлиц – от одной тысячной до одной сотой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествовавший году, в котором было выявлено административное правонарушение, но не менее 50 тыс. руб. Расчет штрафа для юрлиц планируется применять предусмотренный примечанием 4 к ст. 14.31 КоАП РФ.

Помимо этого, примечание 5 к ст. 14.32 КоАП РФ может подвергнуться корректировке в части возможности назначения административного штрафа в минимальном размере не только юрлицам, выполнившим во второй и третьей очереди условия для смягчения такого штрафа. А также дополнить указанную статью примечанием 7, определяющим понятие организатора ограничивающего конкуренцию соглашения. Под таким лицом планируется понимать лицо, организовавшее заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, либо руководившее реализацией такого соглашения. А не может быть таковым лицо, координирующее экономическую деятельность.

_____________________________

1 С текстом законопроекта № 848392-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения эффективности выявления и пресечения ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

2 С текстом законопроекта № 848369-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.


Источник публикации: ИА "Гарант"