08.12.2022

ссылка на статью: бухвести.рф/156073

ООО занимается производством и реализацией комплексов программно-аппаратных, применяемых в медицинских целях. Реализация составляет более 90% от всех доходов организации. При этом организация разрабатывает программное обеспечение (далее - ПО) для производимых аппаратов.
ООО имеет ПО, зарегистрированное в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, которое может согласно ТУ на данное изделие входить или не входить в состав вышеупомянутого комплекса. Выручка по отдельной реализации ПО через лицензионные договоры составляет 3-4% от всех доходов организации.
В феврале 2022 года ООО включено в реестр аккредитованных организаций, ведущих деятельность в области информационных технологий.
После выхода приказа Минцифры России от 08.10.2022 N 766 (код 1.02 Перечня) ООО присвоило в реестре российских ПО одному (основному) зарегистрированному им ПО альтернативное название, а именно комплекс программно-аппаратный.
Будет ли в этом случае производство комплексов программно-аппаратных (ОКВЭД 26.60.1, реализация составляет более 90% от всех доходов организации) относиться к виду деятельности в области информационных технологий? Если да, то может ли организация претендовать на налоговые льготы согласно подп. 1.1 п. 2 ст. 427 НК РФ и п. 1.15 ст. 284 НК РФ?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Производство программно-аппаратных (программно-технических) комплексов относится к деятельности в области информационных технологий.
Если реализуемый программно-аппаратный комплекс включен в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, то организация может претендовать в 2022 году на налоговые льготы, предусмотренные п. 1.15 ст. 284 НК РФ и подп. 1.1 п. 2 ст. 427 НК РФ (при выполнении условия о необходимой доле доходов 70% от ИТ-деятельности по итогам отчетного (налогового, расчетного) периода).

Обоснование позиции:
Федеральным законом от 14.07.2022 N 321-ФЗ (далее - Закон 321-ФЗ) внесены поправки в НК РФ, которыми скорректирован порядок применения льгот для сферы IT по налогу на прибыль и страховым взносам. При этом действие нового порядка распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года с учетом особенностей, установленных ст. 2 Закона N 321-ФЗ (смотрите также информацию Минцифры России от 02.08.2022).
Исходя из положений п. 1.15 ст. 284, п. 5 ст. 427 НК РФ (в редакции Закона N 321-ФЗ) для российских ИТ-организаций условиями применения пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций в 2022-2024 годах (0%) и пониженных тарифов страховых взносов с 2022 года (предусмотренных подп. 1.1 п. 2 ст. 427 НК РФ в совокупном размере 7,6%) являются:
1) получение в установленном порядке документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий;
2) по итогам отчетного (налогового - для налога на прибыль организаций, расчетного - для страховых взносов) периода в сумме всех доходов ИТ-организации, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 НК РФ, не менее 70% составляют доходы, перечисленные в п. 1.15 ст. 284 и п. 5 ст. 427 НК РФ, в частности:
- от реализации экземпляров разработанных, адаптированных и (или) модифицированных данной организацией либо лицом, входящим в одну группу лиц с данной организацией*(1), программ для электронных вычислительных машин, баз данных (далее - собственные программы для ЭВМ, базы данных);
- от передачи исключительных прав на собственные программы для ЭВМ, базы данных;
- от предоставления данной организацией прав использования собственных программ для ЭВМ, баз данных, в том числе путем предоставления удаленного доступа к собственным программам для ЭВМ, базам данных, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности, через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (далее - сеть "Интернет") (за исключением доходов от предоставления прав использования программ для ЭВМ, баз данных (в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через сеть "Интернет"), если такие права состоят в получении возможности размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети "Интернет", осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки) (данный абзац шестой действует до 31 декабря 2022 г. включительно*(2));
- от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники) (далее - заказные программы для ЭВМ, базы данных);
- от оказания услуг (выполнения работ) по установке, тестированию и сопровождению собственных программ для ЭВМ, баз данных и заказных программ для ЭВМ, баз данных;
- от оказания услуг (выполнения работ) по разработке (включая тестирование и сопровождение) программно-аппаратных комплексов при наличии документа, подтверждающего отнесение предусмотренных договором услуг (работ) к разработке программно-аппаратных комплексов и выданного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, а также по адаптации, модификации, тестированию и сопровождению программно-аппаратных комплексов, включенных в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных;
- от реализации разработанных данной организацией программно-аппаратных комплексов, включенных в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных;
- и от оказания других услуг, предусмотренных в п. 1.15 ст. 284 и п. 5 ст. 427 НК РФ.
Таким образом, в необходимую долю доходов от ИТ-деятельности (70%) включаются доходы от реализации разработанных самой организацией программно-аппаратных комплексов, включенных в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных. Кроме того, учитываются доходы от оказания услуг (выполнения работ) по разработке (включая тестирование и сопровождение) программно-аппаратных комплексов при наличии документа, подтверждающего отнесение предусмотренных договором услуг (работ) к разработке программно-аппаратных комплексов и выданного Минцифры России, а также по адаптации, модификации, тестированию и сопровождению программно-аппаратных комплексов, включенных в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных.
В целях учета дохода от реализации программно-аппаратного комплекса в доле доходов от ИТ-деятельности (не менее 70% от всех доходов организации) программно-аппаратный комплекс должен быть включен в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных (смотрите письмо Минфина России от 18.08.2022 N 03-15-06/80750, информацию Минцифры России от 14.07.2022, от 25.05.2022).
Если российская ИТ-организация, имеющая документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, выполняет условие о необходимой доле доходов от ИТ-деятельности по итогам отчетного (налогового - для налога на прибыль организаций, расчетного - для страховых взносов) периода, то она вправе применять пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль организаций и пониженные тарифы страховых взносов (письма Минфина России от 03.10.2022 N 03-03-06/1/95095, от 18.08.2022 N 03-15-06/80750).
В целях п. 1.15 ст. 284 НК РФ и п. 5 ст. 427 НК РФ сумма доходов определяется по данным налогового учета организации в соответствии со ст. 248 НК РФ, при этом в нее не включаются доходы, указанные в пунктах 2 и 11 ч. 2 ст. 250 НК РФ и п. 4.1 ст. 271 НК РФ, а также доходы от уступки прав требования долга, возникшего при признании доходов, указанных в п. 1.15 ст. 284 и п. 5 ст. 427 НК РФ.
Учитывая, что ООО включено в реестр аккредитованных организаций, ведущих деятельность в области информационных технологий, полагаем, если реализуемый программно-аппаратный комплекс включен в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, то организация может претендовать в 2022 году на налоговые льготы, предусмотренные п. 1.15 ст. 284 НК РФ и подп. 1.1 п. 2 ст. 427 НК РФ, при выполнении условия о необходимой доле доходов 70% от ИТ-деятельности по итогам отчетного (налогового, расчетного) периода.
Отметим, вне зависимости от выполнения упомянутых условий пониженная налоговая ставка по налогу на прибыль организаций и пониженные тарифы страховых взносов не подлежат применению:
- организациями, созданными в результате реорганизации (кроме преобразования) или реорганизованными в форме присоединения к ним другого юридического лица либо выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц после 1 июля 2022 года;
- организациями (в том числе кредитными организациями), в которых прямо и (или) косвенно участвует Российская Федерация и доля такого участия составляет не менее 50% (смотрите также письма Минфина России от 15.08.2022 N 03-03-05/79303, от 15.08.2022 N 03-03-05/79303)*(3).
Минфин России в письме от 03.10.2022 N 03-03-06/1/95095 разъясняет, что по вопросам, связанным с разработкой (адаптацией, модификацией, тестированием, сопровождением) программно-аппаратных комплексов, а также с документами, подтверждающими отнесение предусмотренных договором услуг (работ) к разработке программно-аппаратного комплекса, следует обращаться в Минцифры России, учитывая, что в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 N 418, Минцифры России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий (смотрите также письма Минфина России от 06.06.2022 N 03-03-06/1/53163, N 03-03-06/1/53260).
Приказом Минцифры России от 08.10.2022 N 766 утвержден Перечень видов деятельности, относящихся к деятельности в области информационных технологий. Производство, и(или) проектирование и(или) иная деятельность, а также оказание консультационных и экспертных услуг в отношении программно-аппаратных (программно-технических) комплексов (по коду 1.02) относится к такой деятельности.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: Учет дохода от реализации программно-аппаратного комплекса IТ-организацией для применения ставки 0% по налогу на прибыль (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2022 г.);
- Энциклопедия решений. Налоговые льготы и пониженные страховые взносы для организаций сферы информационных технологий (IT-отрасли).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Федорова Лилия

Ответ прошел контроль качества

17 ноября 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) В целях п. 1.15 ст. 284 НК РФ лицом, входящим в одну группу лиц с данной организацией, признается лицо, которое прямо участвует в данной организации, либо в котором прямо участвует данная организация, либо в котором и в данной организации прямо участвует третье лицо и доля участия во всех случаях составляет более 50 процентов.
*(2) С 1 января 2023 г. вступает в силу абзац седьмой п. 1.15 ст. 284 НК РФ:
- от предоставления данной организацией прав использования собственных программ для ЭВМ, баз данных, в том числе путем предоставления удаленного доступа к собственным программам для ЭВМ, базам данных, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности, через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (далее - сеть "Интернет") (за исключением доходов от предоставления указанных прав, если указанные права состоят в получении возможности в отношении определенного товара разместить в сети "Интернет" предложение, объявление о заключении договора купли-продажи товара и заключить договор купли-продажи, произвести предварительную оплату такого товара, при этом данная организация также обеспечивает возможность хранения, упаковки, доставки, выдачи такого товара покупателю с использованием недвижимого имущества и (или) транспортных средств, находящихся у нее на праве собственности, аренды или на ином праве, либо с привлечением данной организацией по гражданско-правовому договору взаимозависимого лица, которое признается таковым в соответствии с п. 2 ст. 105.1 НК РФ и у которого эти объекты находятся на праве собственности, аренды или на ином праве; в получении возможности участвовать в процедуре закупок, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"; в получении возможности участвовать в организованных торгах на товарном рынке; в получении возможности инициировать и осуществлять операции по безналичному переводу денежных средств; в получении банковских, финансовых услуг, в том числе услуг финансирования под уступку денежного требования, услуг на рынке ценных бумаг (дилерская деятельность, брокерская деятельность, деятельность форекс-дилеров), предоставляемых (оказываемых) банками, кредитными организациями, небанковскими кредитными организациями и иными организациями; в получении услуг, связанных с совершением сделок с недвижимым имуществом, в отношении объектов недвижимости продавцов и (или) застройщиков и (или) объектов долевого строительства; в получении возможности разместить информацию о потенциальном спросе на услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, а также в получении возможности ознакомиться с информацией о предложениях организаций, оказывающих услуги в указанной сфере, и осуществить поиск этих предложений по заданным пользователем параметрам; в получении возможности размещать информацию об услугах общественного питания, предложение заключить договор о реализации определенного товара (блюда), изготовленного организацией, оказывающей услуги общественного питания, заключить договор купли-продажи, произвести предварительную оплату такого товара (блюда), при этом организация-налогоплательщик также обеспечивает возможность доставки, выдачи такого товара (блюда) покупателю; в получении возможности формировать средства идентификации (коды маркировки), предоставляемой оператором государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации; в получении возможности осуществлять хранение данных в центрах обработки данных; в получении возможности получать услуги связи по передаче данных в целях передачи голосовой информации, предоставляемой оператором связи).
*(3) Статьей 2 Закона N 321-ФЗ предусмотрены переходные положения, на которые следует обратить внимание.