11.08.2022

ссылка на статью: бухвести.рф/154179

Как оформить обязательные работы гражданину на срок 20 часов? Что необходимо знать работодателю?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
С гражданином, осужденным к обязательным работам, не заключается трудовой договор. Издается приказ о приеме осужденного на работу. Запись в трудовую книжку не вносится.

Обоснование позиции:
Согласно ст. 25 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее - УИК РФ), а также ст. 49 Уголовного кодекса РФ обязательные работы отбываются в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного. Требования о предварительном согласовании перечня организаций, где планируется отбытие наказания осужденных к обязательным и исправительным работам, с самими этими организациями законом не предусмотрено.
Осужденный привлекается к труду в связи с отбыванием наказания, а не по своему волеизъявлению. Следовательно, осужденный к обязательным работам не является стороной трудового договора. Косвенно данный вывод подтверждается также тем, что согласно абзацу 2 части 2 ст. 227 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) к лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя, помимо работников, исполняющих свои обязанности по трудовому договору, в частности, относятся: лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду (то есть законодатель разграничивает понятия "работник" и "лицо, осужденное к лишению свободы")*(1).
Между осужденным и организацией, в которой он отбывает обязательные работы, возникают трудовые отношения (ст. 15, часть первая ст. 16 ТК РФ), особенность которых состоит в том, что такие работники ограничены в трудовых правах в той степени, в которой это предусмотрено уголовно-исполнительным законодательством.
В частности, осужденные работники не могут отказаться от предложенной ему работы, уволиться по собственному желанию без разрешения уголовно-исполнительной инспекции и т.п. Возможность подобного ограничения предусмотрена и частью третьей ст. 3 ТК РФ. Осужденного к обязательным работам не нужно принимать в штат организации и заполнять трудовую книжку, следовательно, при приеме осужденного к таким видам работы не требуется наличие вакантных должностей в штатном расписании. С гражданином, осужденным к обязательным работам, не заключается трудовой договор. Время отбывания обязательных работ не включается в трудовой стаж. Вид обязательных работ определяется на основании документа из уголовно-исполнительной инспекции.
Законодательство не содержит перечня или критериев работы, которую можно поручить осужденному. Работодатель вправе поручить осужденному как работу по должности, предусмотренной штатным расписанием, так и работу, не входящую в круг обязанностей по должностям, имеющимся в штатном расписании.
Для оформления осужденного к обязательным работам необходимо издать приказ руководителя организации (по личному составу) о приеме осужденного на работу без оплаты труда на основании документа из уголовно-исполнительной инспекции.
Также необходимо ознакомить осужденного под подпись с правилами внутреннего трудового распорядка организации, с правилами охраны труда и провести вводный инструктаж по технике безопасности.
Отметим, что согласно п. 53 Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденной Приказом Минюста РФ от 20 мая 2009 г. N 142 (далее - Инструкция N 142), время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни - двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного - четырех часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов.
В случае невыхода осужденного на работу и допущения им нарушений трудовой дисциплины работодателю следует проинформировать об этом уголовно-исполнительную инспекцию.
Статьей 351.1 ТК РФ установлен запрет на привлечение к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних лиц, имеющих или имевших судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй ст. 331 ТК РФ.
При применении ст. 351.1 ТК РФ следует иметь в виду позицию Верховного Суда РФ, высказанную им в определении от 07.12.2012 N 52-КГПР12-2. Суд указал, что установленные этой статьей ограничения распространяются не только на лиц, вступающих в непосредственный контакт с несовершеннолетними по роду их профессиональной деятельности, но и на весь персонал организаций, осуществляющих деятельность в сферах, поименованных в указанной статье, в том числе административно-управленческий, технический и вспомогательный, поскольку они также осуществляют трудовую деятельность в данных сферах и имеют возможность контакта с несовершеннолетними (смотрите также вопрос-ответ с информационного портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ").
Согласно части первой ст. 65 ТК РФ при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, лицо, поступающее на работу, помимо прочих документов, предусмотренных данной частью, обязано предъявить работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (далее - также справка).
Вопрос о необходимости предъявления такой справки, на наш взгляд, спорный.
С одной стороны, такая справка предоставляется в рамках ст. 65 ТК РФ при приеме на работу. А поскольку на осужденных к обязательным работам требования трудового законодательства, регулирующих прием на работу, не распространяются, можно предположить, что и предъявление такой справки не требуется.
С другой стороны, в силу требований ст. 351.1 ТК РФ запрещено привлекать к трудовой деятельности в установленных сферах лиц, имеющих или имевших судимость.
По нашему мнению, в целях соблюдения требований ст. 351.1 ТК РФ организация должна установить факт наличия/отсутствия судимости у осужденного. Это возможно сделать либо на основании справки, либо на основании информации, предоставленной уголовно-исполнительной инспекцией, направившей осужденного на работу.
Организация, в которой осужденный проходит обязательные работы, должна также:
- еженедельно информировать инспекцию об отработанном времени и трудовой дисциплине путем использования средств связи ( по письменному запросу или при посещении организации сотрудником инспекции) (п. 51 Инструкции N 142);
- ежемесячно предоставлять табель о количестве отработанного осужденным времени (п. 51 Инструкции N 142).
В свою очередь, согласно п. 49 Инструкции N 142, уголовно-исполнительная инспекция осуществляет контроль за явкой осужденного в организацию, ежедневно запрашивая информацию с использованием средств связи. При необходимости посещается организация.
Поскольку уголовно-исполнительная инспекция ведет учет рабочего времени, отработанного осужденным, направлять какие-либо извещения о том, что осужденный отработал положенные часы обязательных работ, не требуется.
Отметим, что в силу правовой позиции, изложенной в п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя.
Таким образом, при отсутствии потребности в новых работниках работодатель в любом случае не обязан заключать трудовой договор с обратившимся (или направленным к нему уголовно-исполнительной инспекцией) лицом и вправе отказать такому лицу в приеме на работу. Право организации на обоснованный отказ в приеме на работу лица, направленного для отбывания исправительных работ, подтверждается и п. 72 Инструкции N 142, по смыслу которого в случае обоснованного отказа организации в приеме осужденного на работу уголовно-исполнительная инспекция продолжает работу по трудоустройству осужденного.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Иванова Инна

Ответ прошел контроль качества

21 июля 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите также определение Тамбовского областного суда от 25.03.2019 N 33-1146/2019, решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 15.11.2016 N 2-2587/2016, определение Хабаровского краевого суда от 15.01.2014 N 33-191/2014).