08.06.2022

ссылка на статью: бухвести.рф/153260

В учреждении образования есть сотрудники, отстранённые от работы в связи с отсутствием обязательной вакцинации против коронавирусной инфекции. С первого июня они идут по графику в отпуск. За расчетный период с июня 2021 года по май 2022 года есть фактический заработок только за один месяц - июнь 2021 года в размере 39 000 руб. Количество дней в продукте программного обеспечения учитывается полностью за год. Расчет среднего заработка выглядит следующим образом: 39 000 руб. / 12 / 29,3 = 110,92 руб. За 20 дней отпуска начислено 2218,40 руб.
Правомерен ли расчет? Должны ли работнику сохранить средний заработок исходя из установленного МРОТ с применением районного коэффициента и северных надбавок?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Приведенный в вопросе расчет среднего заработка не отвечает требованиям законодательства.
При расчете среднего заработка для оплаты отпуска время, в течение которого сотрудник был отстранен от работы в связи с отказом от вакцинации, исключается из расчетного периода. В таком случае расчет среднего заработка необходимо производить исходя из фактически начисленной заработной платы (39 000 руб.) и фактически отработанного времени в расчетном периоде (июнь).
При определении размера отпускных средний дневной заработок работника, рассчитанный исходя из начисленной за расчетный период заработной платы, следует сравнивать со средним дневным заработком, исчисленным исходя из МРОТ, увеличенного на районный коэффициент и процентную надбавку.

Обоснование позиции:
Правила определения среднего заработка для целей оплаты ежегодного отпуска установлены ст. 139 ТК РФ, а также Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 (далее - Положение).
В силу части третьей ст. 139 ТК РФ и п. 4 Положения при любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата.
Согласно части четвертой ст. 139 ТК РФ и п. 10 Положения средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,3 (среднемесячное число календарных дней).
На основании подп. "е" п. 5 Положения при исчислении среднего заработка из расчетного периода исключаются время, а также начисленные за это время суммы, если работник освобождался от работы без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Перечень оснований, по которым работник отстраняется от работы (не допускается к работе), приведен в ст. 76 ТК РФ. Такого основания для отстранения от работы, как отсутствие профилактических прививок, сама ст. 76 ТК РФ не содержит. При этом названная статья обязывает работодателя отстранить от работы (не допускать к работе) работника в определенных случаях, которые могут быть предусмотрены в том числе другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Так, п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - Закон N 157-ФЗ) предусматривает, что отсутствие профилактических прививок влечет отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями*(1). Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболеваний инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержден постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 825.
Согласно Перечню граждане, работающие в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (вне зависимости от занимаемой должности), подлежат обязательной вакцинации (п. 12).
Соответственно, поскольку обязанность отстранить от работы сотрудника образовательной организации в случае отсутствия у него прививок предусмотрена Законом N 157-ФЗ, то работодатель вправе требовать от всех работников образовательной организации прохождения обязательной вакцинации, а при отказе - отстранить от работы*(2).
По общему правилу в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами (часть третья ст. 76 ТК РФ). При этом ни ТК РФ, ни Законом N 157-ФЗ не предусмотрено сохранение за работником заработной платы в случае отстранения его от работы в связи с отсутствием профилактической прививки против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2.
Таким образом, полагаем, что время, в течение которого сотрудник был отстранен от работы без оплаты, исключается из расчетного периода в соответствии с подп. "е" п. 5 Положения (смотрите также ответ 1, ответ 2 специалистов Роструда с информационного портала "Онлайнинспекция.РФ")*(3).
Так, если период отстранения от работы длился одиннадцать месяцев, то он целиком исключается из расчетного периода, и все дни этого месяца, включая выходные, в расчете среднего заработка для оплаты отпуска не участвуют.
В таком случае средний дневной заработок следует рассчитывать по правилам п. 10 Положения. Как следует из этой нормы, в случае, если один или несколько месяцев расчетного периода отработаны не полностью или из него исключалось время в соответствии с п. 5 Положения, средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы за расчетный период на сумму среднемесячного числа календарных дней (29,3), умноженного на количество полных календарных месяцев, и количества календарных дней в неполных календарных месяцах. Количество календарных дней в неполном календарном месяце рассчитывается путем деления среднемесячного числа календарных дней (29,3) на количество календарных дней этого месяца и умножения на количество календарных дней, приходящихся на время, отработанное в данном месяце.
В рассматриваемой ситуации последние 12 календарных месяцев перед отпуском - это период с июня 2021 г. по май 2022 г. Сотрудником был отработан только один месяц - июнь. Если июнь был отработан полностью, то средний дневной заработок работника составит 1331, 06 руб. (39 000 руб. : 29,3). В том случае, если месяц был отработан не полностью, а допустим только период с 1 по 27 июня, значит, полных календарных месяцев в расчетном периоде нет, а неполный календарный месяц всего один. Заработную плату, фактически начисленную за период с 1 по 27 июня 2021 г., нужно разделить на 26,37 - количество календарных дней в неполном июне (29,3 : 30 х 27 = 26,37). Получим средний дневной заработок (в приведенном примере 1478,95 руб. (39 000 руб. : 26,37)). Умножив результат на 20 дней отпуска, вычисляем размер отпускных.
Следует также учитывать, что во всех случаях средний месячный заработок работника, отработавшего полностью в расчетный период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (п. 18 Положения)*(4). С 1 января 2022 года МРОТ составляет 13 890 рублей (Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ).
При этом механизм сравнения среднего заработка с МРОТ и доведения его размера до величины МРОТ не установлен. Никаких официальных разъяснений на этот счет нет. На наш взгляд, надо определить средний дневной заработок работника исходя из начисленной за расчетный период заработной платы. Затем полученную сумму сравнить с суммой среднего дневного заработка, исчисленной исходя из МРОТ. Если вторая окажется больше, то средний заработок определяется путем умножения суммы среднего дневного заработка, исчисленной исходя из МРОТ, на количество дней, подлежащих оплате.
В свою очередь, средний заработок, исчисленный исходя из МРОТ, по смыслу п. 18 Положения является минимально возможным. Цель учета районного коэффициента и процентной надбавки заключается в том, чтобы соразмерно увеличить этот минимум для местности, где оплата труда производится в повышенном размере. Поэтому полагаем, что в целях применения п. 18 Положения средний дневной заработок для оплаты отпуска, рассчитанный исходя из начисленной за расчетный период заработной платы, следует сравнивать со средним дневным заработком, исчисленным исходя из МРОТ, увеличенного на районный коэффициент и процентную надбавку.
Таким образом, средний дневной заработок сравнивается с суммой, полученной в результате деления МРОТ, увеличенного на районный коэффициент и процентную надбавку, на 29,3 (смотрите также ответ 3 специалистов Роструда с портала "Онлайнинспекция.РФ").
Подчеркнем, что по вопросу об исключении периода отстранения из расчета на основании подп. "е" п. 5 Положения и о способе реализации требования п. 18 Положения при расчете среднего заработка для оплаты ежегодного отпуска с МРОТ мы высказали наше экспертное мнение, которое может расходиться с мнением других специалистов и контролирующих органов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Бездеткина Дарья

Ответ прошел контроль качества

20 мая 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждены приказом Министерства здравоохранения РФ от 06.12.2021 N 1122н. Так, профилактическая прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-СоV-2, включена в вышеуказанный календарь.
*(2) В свою очередь, стоит учитывать, что в силу ст. 10 Закона N 157-ФЗ решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач РФ, главные государственные санитарные врачи субъектов РФ. О необходимости принятия соответствующих постановлений (решений) главными государственными санитарными врачами субъектов РФ речь идет и в п. 66 Санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4.
Таким образом, отстранение от работы из-за отсутствия прививки против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-СоV-2, возможно при соблюдении одновременно двух условий:
- наличие решения главного санитарного врача РФ или главного санитарного врача субъекта РФ о проведении профилактической вакцинации по эпидемическим показаниям;
- работа включена в утвержденный Правительством РФ перечень работ, связанных с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
В Республике Саха (Якутия) действует постановление Главного государственного санитарного врача по Республике Саха (Якутия) от 19.05.2021 N 3 "Об иммунизации населения Республики Саха (Якутия) против новой коронавирусной инфекции (COVID-19)". Согласно п. 4 указанного постановления руководителям организаций всех форм собственности индивидуальным предпринимателям, осуществляющим свою деятельность на территории Республики Саха (Якутия), надлежит обеспечить обязательную иммунизацию по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и оказывать содействие медицинским организациям в проведении иммунизации работников в определенных сферах деятельности, в том числе образования.
Следовательно, в рассматриваемой ситуации отстранение работников образовательного учреждения, отказавшихся от вакцинации либо не представивших документ, подтверждающий прохождение полного курса вакцинации против новой коронавирусной инфекции, является правомерным.
*(3) Вместе с тем не можем не отметить, что некоторые специалисты Роструда придерживаются противоположной позиции по данному вопросу, высказывая мнение о том, что период отстранения не относится к установленным ТК РФ случаям освобождения работника от работы (смотрите, например, ответ 1, ответ 2 с портала "Онлайнинспекция.РФ"). Мы указанную позицию не разделяем. По нашему мнению, понятие освобождения от работы является более широким и включает в себя в том числе и время, когда сотрудник был отстранен от работы.
*(4) Эта норма не содержит каких-либо исключений. Периоды отстранения от работы уменьшают норму рабочего времени (смотрите ответ специалиста Роструда с портала "Онлайнинспекция.РФ"). Поэтому полагаем, что п. 18 Положения применяется и в тех случаях, когда расчетный период для целей исчисления среднего заработка отработан не полностью.