18.05.2022

ссылка на статью: бухвести.рф/152885

В табеле учета рабочего времени учителя средней общеобразовательной школы должна отражаться педагогическая нагрузка (учебные часы) или факт выработки 36-часовой недельной нормы?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В табеле учета рабочего времени должна отражаться не только преподавательская работа, а факт выработки всей 36-часовой недельной нормы учителя.

Обоснование позиции:
В соответствии с частью второй ст. 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ, ст. 333 ТК РФ).
В соответствии с частью четвертой ст. 91 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. В бюджетных организациях для учета использования рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда используют формы первичных учетных документов, утвержденные приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н. В частности, предусмотрены форма 0504421 "Табель учета использования рабочего времени" и Указания по ее применению (далее - Указания). Согласно Указаниям табель применяется для учета использования рабочего времени или регистрации различных случаев отклонений от нормального использования рабочего времени. Выбор способа заполнения табеля определяется актом учреждения в рамках формирования учетной политики учреждения.
В приказе Минобрнауки РФ от 22.12.2014 N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" (далее - Приказ N 1601) разъяснено, из чего складывается рабочее время любого педагогического работника: в зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагогических работников включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.
В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются приказом N 1601.
Исходя из содержания приказов N 536 и N 1601 всех педагогических работников можно разделить на две группы: те, кому устанавливается только продолжительность рабочего времени (при этом продолжительность собственно педагогической работы в пределах этого времени не нормируется), и те, для кого в пределах установленной им продолжительности рабочего времени также определяется и норма часов педагогической работы (преподавательской работы, учебной нагрузки). Второй категории педагогических работников необходимо соблюдать не только продолжительность рабочего времени (ст. 333 ТК РФ), но и норму часов педагогической работы внутри этого времени.
Как следует из п. 1.2 Приказа N 536, режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, а также Приказом N 536 с учетом:
а) режима деятельности организации, связанного с круглосуточным пребыванием обучающихся, пребыванием их в течение определенного времени, сезона, сменностью учебных, тренировочных занятий и другими особенностями работы организации;
б) продолжительности рабочего времени или норм часов педагогической работы за ставку заработной платы по приказу N 1601, а также продолжительности рабочего времени, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации иным работникам по занимаемым должностям;
в) объема фактической учебной (тренировочной) нагрузки (педагогической работы) педагогических работников, определяемого в соответствии с приказом N 1601;
г) времени, необходимого для выполнения входящих в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой ими должности иных предусмотренных квалификационными характеристиками должностных обязанностей, в том числе воспитательной работы, индивидуальной работы с обучающимися, научной, творческой и исследовательской работы, а также другой педагогической работы, предусмотренной трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методической, подготовительной, организационной, диагностической, работы по ведению мониторинга, работы, предусмотренной планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися;
д) времени, необходимого для выполнения педагогическими работниками и иными работниками дополнительной работы за дополнительную оплату по соглашению сторон трудового договора.
Таким образом, работодатель самостоятельно определяет в правилах внутреннего трудового распорядка режим труда и отдыха сотрудников (в том числе и время выполнения нормируемой части педагогической работы, если в этом имеется необходимость).
В соответствии с частью четвертой ст. 91 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. Такая обязанность вменена законом всем работодателям, в том числе и работодателям педагогических работников.
Поскольку часы, затраченные на преподавательскую работу, являются только частью всего рабочего времени педагогических работников, полагаем, что в табеле учета рабочего времени должен отражаться факт выработки всей 36-часовой недельной нормы. Сколько именно часов в течение каждого дня было потрачено на выполнение преподавательской работы, а сколько на выполнение научно-исследовательской, учебно-методической, организационно-методической, воспитательной и иной работы, не имеет значения при заполнении табеля учета рабочего времени (смотрите также ответ с информационного портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ").

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ипполитова Ирина

Ответ прошел контроль качества

25 апреля 2022 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.