28.07.2021

ссылка на статью: бухвести.рф/147606

Организация выполняет строительные работы по госконтрактам, длительность выполнения которых составляет более одного отчетного года. Можно ли строительной компании, выполняющей госконтракты, расходы, которые учитываются на счете 26 (административно-управленческие расходы; расходы на содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом; амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения; зарплата офиса, страховые взносы и т.д.), разделить в процентном отношении на себестоимость объектов? Кроме строительства, иные виды деятельности не осуществляются?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Общехозяйственные расходы распределяются по договорам строительства. Способы распределения между договорами определяются организацией самостоятельно.
Распределять общехозяйственные расходы можно пропорционально начисленной заработной плате рабочих, сумме прямых затрат, пропорционально выручке, пропорционально площадям, количеству продукции и другим показателям, характеризующим продукцию.

Обоснование вывода:
Часть 1 ст. 30 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) предусматривает, что до утверждения федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных Законом N 402-ФЗ, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти до дня вступления в силу Закона N 402-ФЗ.
Пункт 7 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" (далее - ПБУ 1/2008) указывает, что при формировании учетной политики организации по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством РФ и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.
Пункт 10 ПБУ 10/99 устанавливает, что правила учета затрат на производство продукции, продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг в разрезе элементов и статей, исчисления себестоимости продукции (работ, услуг) устанавливаются отдельными нормативными актами и методическими указаниями по бухгалтерскому учету.
Юридические лица, выступающие, в частности, в качестве подрядчиков в договорах строительного подряда, длительность выполнения которых составляет более одного отчетного года или сроки начала и окончания которых приходятся на разные отчетные годы, применяют ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда" (далее - ПБУ 2/2008, п. 1 ПБУ 2/2008).
Согласно п. 3 ПБУ 2/2008 бухгалтерский учет доходов, расходов и финансовых результатов ведется отдельно по каждому исполняемому договору.
В соответствии с абзацем 3 п. 11 ПБУ 2/2008 расходами по договору является в том числе часть общих расходов организации на исполнение договоров, приходящаяся на данный договор (косвенные расходы по договору). Об этом сказано, например, в постановлении Девятнадцатого ААС от 19.01.2021 N 19АП-6172/20 по делу N А35-8832/2019.
В силу п. 13 ПБУ 2/2008 косвенные расходы по договору включаются в расходы по каждому договору путем распределения общих расходов организации на исполнение договоров. Способы распределения между договорами косвенных расходов определяются организацией самостоятельно (например, путем расчетов с использованием сметных норм и расценок, отражающих современный уровень производственных, технологических и организационных нормативов в строительстве) и применяются систематически и последовательно.
Следовательно, ПБУ 2/2008 не предусматривает возможность списания общехозяйственных расходов организации напрямую на финансовые результаты без распределения по отдельным договорам.
С 2021 года обязательным к применению стал ФСБУ 5/2019 "Запасы" (далее - ФСБУ 5/2019).
В силу п. 3 ФСБУ 5/2019 данный стандарт применяется в отношении, в частности:
- затрат, понесенных на производство продукции, не прошедшей всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и техническую приемку, а также затрат, понесенных на выполнение работ, оказание услуг другим лицам до момента признания выручки от их продажи (незавершенное производство) (подп. е) п. 3 ФСБУ 5/2019);
- объектов недвижимого имущества, приобретенных или созданных (находящихся в процессе создания) для продажи в ходе обычной деятельности организации (подп. ж) п. 3 ФСБУ 5/2019).
Согласно подп. г) п. 26 ФСБУ 5/2019 предусматривает, что в фактическую себестоимость незавершенного производства и готовой продукции не включаются управленческие расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг.
Поскольку иных видов деятельности организация не осуществляет, можно сделать вывод, что управленческие расходы, понесенные организацией, целесообразно включать в фактическую себестоимость незавершенного производства, т.е. учитывать на счете 20.
При этом разъяснений уполномоченных органов нам не удалось обнаружить.
Таким образом, по нашему мнению, согласно ФСБУ 5/2019 и ПБУ 2/2008 общехозяйственные расходы можно распределять на счет 20. Общехозяйственные расходы распределяются по отдельным договорам строительства.
При распределении общехозяйственных расходов по договорам строительства способы распределения между договорами определяются организацией самостоятельно (п. 13 ПБУ 2/2008).
Нами не обнаружено нормативных актов и методических указаний по бухгалтерскому учету, определяющих конкретный порядок распределения общехозяйственных расходов. Соответственно, указанный порядок (включая базу для распределения общехозяйственных расходов) должен быть разработан организацией самостоятельно и закреплен в учетной политике для целей бухгалтерского учета (ст. 8 Закона N 402-ФЗ, ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", письмо ФФОМС от 23.07.2013 N 5423/21-и).
Распределять общехозяйственные расходы можно пропорционально начисленной заработной плате рабочих, сумме прямых затрат, пропорционально выручке, пропорционально площадям и т.д.
Отметим, что НК РФ не входит в состав законодательства РФ о бухгалтерском учете (ст. 4 Закона N 402-ФЗ) и не регулирует правила ведения бухгалтерского учета. Соответственно, организации не обязаны (но вправе) применять установленный п. 1 ст. 272 НК РФ порядок распределения общехозяйственных расходов в бухгалтерском учете.
Поскольку организация является исполнителем по госзаказам, то в обязанности исполнителя госзаказа входит ведение раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному заказу, контракту.
Конкретная методика ведения раздельного учета является элементом учетной политики организации (п. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 6, ст. 8 Закона N 402-ФЗ, пп. 5, 10 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, п. 2, 7 ПБУ 1/2008).
Для разработки такой методики исполнителю госзаказа следует руководствоваться утвержденными постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 47 (далее - Правила). Установленные Правила применяются организациями независимо от применяемых ими порядка и способов ведения бухгалтерского учета (п. 2 Правил). При этом п. 4 Правил установлено, что Правила не применяются организациями при использовании полученных ими на основании государственных контрактов средств, подлежащих казначейскому сопровождению в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
Согласно п. 3 Правил накладные расходы (расходы по обслуживанию основного и вспомогательных производств, административно-управленческие расходы, расходы по содержанию общехозяйственного персонала и др.) включаются в себестоимость пропорционально прямым затратам, количеству продукции и другим показателям, характеризующим продукцию, выполняемую по государственному заказу за счет средств федерального бюджета, и иную продукцию, выпускаемую организацией. Смотрите также письмо Минфина России от 07.02.2020 N 09-01-10/8206.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Учетная политика по бухгалтерскому учету;
- Энциклопедия решений. Организация раздельного учета при исполнении государственных заказов и оборонных контрактов;
- Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет материалов c 1 января 2021 года в соответствии с ФСБУ 5/2019;
- Вопрос: Учет общехозяйственных расходов застройщиком (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2021 г.);
- Вопрос: Каков порядок учета незавершенного строительства застройщиком в соответствии с ФСБУ 5/2019? (ответ Горячей линии ГАРАНТ, апрель 2021 г.);
- Вопрос: Раздельный учет по государственным заказам и государственным оборонным заказам в 2021 году (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2021 г.);
- Вопрос: Раздельный учет по государственным заказам и государственным оборонным заказам в 2021 году (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2021 г.);
- Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 февраля 2021 г. N 15АП-21145/20.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Семенова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ассоциации "Содружество" Мельникова Елена

9 июля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.