Автор: Дарья Петровская, бухгалтер-консультант «ГЭНДАЛЬФ»

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», июль 2021 г.

Зачем создавать резерв по отпускам и как это сделать с помощью программ «1С:Зарплата и управление персоналом 8» и «1С:Бухгалтерия».

Зачем и кому нужны резервы отпусков

В бухучете резервы отпусков, согласно законодательству, должны формировать все организации, за исключением тех, кто имеет право вести упрощенный бухучет.

В терминах бухучета резерв - это не что иное, как оценочное обязательство. Это резерв по планируемым расходам, которые с большой вероятностью произойдут в будущем. Определенных официальных методик расчета оценочного обязательства нет - надо учитывать реальную возможную величину расходов, которые возникнут в будущем. На практике бухпрограммы поддерживают два метода - мы их описали в таблице.

Оценочное обязательство – это обязательство организации, которое не имеет определенной суммы и сроков погашения. Термин введен положением по бухгалтерскому учету ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы».

В частности, резерв отпусков создается как источник для оплаты отпусков, компенсаций за неиспользованный отпуск, а также выплат взносов с указанных сумм. В течение года резерв должен расходоваться на те расходы, для которых он был создан.

Оценочные обязательства отражают на счете 96 «Резервы предстоящих расходов. Проводки по счету такие:

В налоговом учете резерв отпусков создают по желанию, чтобы равномерно учитывать расходы в течение года.

Таблица. Методы учета резерва

Метод в бухучете

Как работает

Нормативный

Рассчитывает резерв как процент от ФОТ. Указанный процент при этом организация определяет заранее и отражает в учетной политике.

Программа умножает процент на сумму фактических начислений, страховых взносов

Метод обязательств (МСФО)

Расчет идет по остаткам отпусков. То есть это разница между исчисленной и накопленной суммами обязательств. Исчисленная сумма – это сумма отпускных, исчисленная на положенное количество дней отпуска, эта же сумма равна компенсации отпуска при увольнении

В налоговом учете поддерживается только нормативный метод.

Резервы отпусков в «1С:ЗУП», ред. 3.1

Программа «1С:Зарплата и управление персоналом 8», ред. 3.1, списывает резервы автоматически при начислении отпуска.

Начинаем с настроек сведений об организации («Настройка» – «Организация/реквизит организации» – «Учетная политика и др. настройки» – «Резервы отпусков»).

Чтобы собственно начислить резерв отпусков, нужен документ «Резерв отпусков» (раздел «Зарплата» – «Резервы отпусков»). Создавайте его после того, как вы начислили зарплату и сформировали документ отражения зарплаты в бухучете.

Вводим остатки резервов отпусков документом «Резервы отпусков» и переключаем операцию с расчета текущего месяца на корректировку остатков.

Инвентаризация выполняется автоматически с помощью документа «Резервы отпусков» в декабре каждого года. Инвентаризация нужна, чтобы сопоставить остаток резервов отпусков на 31 декабря и сумму, необходимую для погашения расходов по отпускам сотрудников.

Резервы отпусков в «1С:Бухгалтерия 8», ред. 3.0

Начисление и списание резервов отпусков в «1С:Бухгалтерия предприятия 8», ред. 3.0, может формироваться автоматически или вручную, в зависимости от численности сотрудников в организации.

Автоматический расчет резерва доступен, если численность организации не более 60 человек.

Начинаем с настроек учета зарплаты (раздел «Зарплата и кадры» – «Настройки зарплаты» – ссылка «Порядок учета зарплаты»). По умолчанию здесь реализован нормативный метод учета.

Для ведения резервов отпусков ставим галку «Формировать резерв отпусков». Необходимый процент отчислений указываем по строке «Ежемесячный процент отчислений от ФОТ». По строке «Предельная сумма отчислений» указываем сумму, по достижении которой резерв отпусков перестает увеличиваться.

Начисление и отражение резервов отпусков проводим также, как и в ЗУП - документом «Резервы отпусков».

Учет в программе ведется на счете 96:

  • 96.01.1 «Оценочные обязательства по вознаграждениям» - учитывается сумма самого резерва;

  • 96.01.2 «Оценочные обязательства по страховым взносам» - учитывается сумма страховых взносов от исчисленной суммы резерва.

Когда численность организации более 60 человек, вручную заполняйте документ «Резервы отпусков», выбрав форму документа – корректирующая. Списание резерва отражайте в документе «Начисление зарплаты».

Если учет автоматизирован, т.е. в организации не более 60 человек, тогда необходимо ввести документ «отпуск», в нем сформируются проводки по списанию резерва. Списание на страховые взносы формируется автоматически в документе «Начисление зарплаты».

Созданному виду начисления, для оплаты отпускных с помощью резерва, необходимо указать способ со счетом 96.01.1 и вид резерва.

Если организация хочет выбрать метод МСФО, тогда учет оценочных обязательств придется вести вручную с помощью документа «Операция, введенная вручную».