Автор: Зобова Е. П., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

В 2021 году российские организации, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, вправе применять пониженные тарифы страховых взносов. Но для этого надо выполнять установленные ст. 427 НК РФ условия. Рассмотрим актуальные вопросы, которые возникают при этом.

Каков размер пониженных тарифов страховых взносов в 2021 году?

Согласно пп. 1.1 п. 2 ст. 427 НК РФ размер тарифов страховых взносов для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, в 2021 году равен 7,6 % (до 01.01.2021 – 14 %):

  • на обязательное пенсионное страхование – 6 %;

  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 1,5 %;

  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), – 1,5 %;

  • на обязательное медицинское страхование – 0,1 %.

Указанные тарифы применяются в рамках установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования.

Отметим также, что приведенные пониженные тарифы страховых взносов утверждены на бессрочный период.

Каковы условия применения пониженных тарифов?

Условия применения пониженных тарифов страховых взносов организациями, работающими в сфере информационных технологий, установлены п. 5 ст. 427 НК РФ отдельно для вновь созданных организаций и для организаций, не являющихся таковыми.

Для вновь созданных организаций

Условиями применения пониженных тарифов страховых взносов для вновь созданных организаций являются:

  • получение документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в установленном порядке, или свидетельства, удостоверяющего регистрацию организации в качестве резидента технико-внедренческой особой экономической зоны или промышленно-производственной особой экономической зоны. Положение о государственной аккредитации утверждено Постановлением Правительства РФ от 06.11.2007 № 758 «О государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий»;

  • доля доходов от реализации продукции в области информационных технологий по итогам отчетного (расчетного) периода составляет не менее 90 % в сумме всех доходов организации за указанный период;

  • среднесписочная численность работников за расчетный (отчетный) период составляет не менее семи человек.

Для организаций, не являющихся вновь созданными

Для организаций, не являющихся вновь созданными, в целях применения пониженных тарифов нужно выполнить следующие условия:

  • получить документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, или свидетельство, удостоверяющее регистрацию организации в качестве резидента технико-внедренческой особой экономической зоны или промышленно-производственной особой экономической зоны;

  • иметь долю доходов от реализации продукции в области информационных технологий по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам не менее 90 % в сумме всех доходов организации за указанный период;

  • средняя численность работников за девять месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, должна составлять не менее семи человек.

Какие доходы учитываются при расчете доли доходов для целей применения пониженных тарифов?

На основании пп. 3 п. 1 и п. 5 ст. 427 НК РФ организация, осуществляющая деятельность в области информационных технологий, в доле доходов для применения пониженных тарифов страховых взносов учитывает:

  • доходы от реализации программного обеспечения собственной разработки;

  • доходы от предоставления прав использования программного обеспечения собственной разработки по лицензионным договорам, в том числе путем предоставления удаленного доступа к программному обеспечению собственной разработки, включая обновления к нему и дополнительные функциональные возможности, через Интернет (за исключением прав, состоящих в получении возможности:

    а) распространять рекламную информацию в Интернете и (или) получать доступ к такой информации;

    б) размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

    в) осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки;

  • доходы от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программного обеспечения, в том числе программного обеспечения организаций-партнеров;

  • доходы от оказания услуг (выполнения работ) по установке, тестированию и сопровождению того программного обеспечения, разработку или адаптацию, или модификацию которого она осуществляла.

Согласованная с Минфином позиция по данному вопросу приведена в Письме ФНС России от 14.12.2020 № БС-4-11/20560@.

Аналогичные разъяснения даны в письмах Минфина России от 13.01.2021 № 03-07-08/727, от 28.01.2021 № 03-15-06/5250.

При этом по вопросу отнесения каких-либо работ к работам по разработке программного продукта представители Минфина рекомендуют обращаться в Минцифры, поскольку в соответствии с п. 1 Положения о Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 № 418, Минцифры является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий и уполномоченным на осуществление государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.

В письмах Минфина России от 28.01.2021 № 03-15-06/5240, от 29.01.2021 № 03-15-06/5687, от 09.02.2021 № 03-15-06/8372 уточнено, что организация с целью применения пониженных тарифов страховых взносов в доле доходов от осуществления деятельности в области информационных технологий вправе учесть доходы от оказания услуг (выполнения работ) по установке, тестированию и сопровождению только тех программ для ЭВМ, баз данных, разработку, или адаптацию, или модификацию которых она осуществляла.

Доходы от реализации экземпляров программного обеспечения, разработанного иным лицом, предоставившим организации право использования этого программного обеспечения по лицензионному договору, в долю доходов этой организации от осуществления деятельности в области информационных технологий в целях применения пониженных тарифов страховых взносов не включаются (Письмо Минфина России от 24.02.2021 № 03-15-05/12598).

В Письме ФНС России от 26.02.2021 № СД-4-3/2475 прямо сказано, что перечень услуг, по которым российские организации вправе включить доход для расчета доли доходов для применения пониженных тарифов страховых взносов, перечислен в абз. 4 п. 5 ст. 427 НК РФ. Консультационные услуги по выбору программ для ЭВМ в указанных нормах отсутствуют.

Что касается доходов по агентским договорам, заключаемым с клиентами IT-организации для размещения их рекламы в сети Интернет, то включению в долю доходов от осуществления деятельности в области информационных технологий в целях пониженных тарифов страховых взносов такие доходы не подлежат (Письмо Минфина России от 03.02.2021 № 03-15-06/6834).

В Письме Минфина России от 25.02.2021 № 03-15-06/13084 разъяснено: если предоставление физическим и юридическим лицам прав доступа к разработанной организацией базе данных, содержащей информацию о соискателях вакансий, ведет к использованию базы данных в целях размещения предложений о приобретении услуг в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, доходы IT-организации от предоставления таких прав по лицензионным договорам не могут быть включены в долю доходов от IT-деятельности в целях применения пониженных тарифов страховых взносов.

Но с целью применения пониженных тарифов страховых взносов в доле доходов от осуществления деятельности в области информационных технологий IT-организация вправе учесть доходы от оказания услуг (выполнения работ) по разработке и модификации сайтов в сети Интернет, правообладателем которых может являться организация – заказчик данных сайтов в сети Интернет (Письмо Минфина России от 20.02.2021 № 03-15-06/12206).

Также IT-организация вправе учитывать доходы от предоставления права доступа к программному обеспечению, разработанному организацией, по лицензионному договору, а также доходы от реализации услуг по сопровождению указанного программного обеспечения (Письмо Минфина России от 25.02.2021 № 03-07-07/12920).

С какого момента вновь созданная организация может применять пониженные тарифы?

В Письме Минфина России от 09.02.2021 № 03-15-05/8406 рассмотрен конкретный пример применения пониженных тарифов страховых взносов вновь зарегистрированной организацией.

Организация, осуществляющая деятельность в области информационных технологий, создана 27 октября 2020 года. При этом документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, зарегистрирован в феврале 2021 года.

По мнению представителей Минфина, если вновь созданная IT-организация получит документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в феврале 2021 года и выполнит установленные п. 5 ст. 427 НК РФ условия о необходимой доле доходов (не менее 90 %) и среднесписочной численности работников (не менее семи человек) за отчетный период – I квартал 2021 года, то она может применить пониженные тарифы страховых взносов с месяца получения документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, то есть с февраля 2021 года.

Как применять пониженные тарифы в случае реорганизации в форме разделения или выделения?

В Письме от 27.01.2021 № СД-4-3/877@ ФНС рассмотрела вопрос о том, могут ли применять налоговые льготы в IT-отрасли налогоплательщики, получившие в результате реорганизации в форме разделения или выделения исключительные права на программы для ЭВМ (базы данных).

В соответствии со ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица в виде разделения или выделения может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

Согласно ст. 1241 ГК РФ переход исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации к другому лицу без заключения договора с правообладателем допускается в том числе в порядке универсального правопреемства (реорганизации юридического лица).

В силу п. 3 ст. 58 ГК РФ при разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с передаточным актом.

На основании п. 4 ст. 58 ГК РФ при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Таким образом, в случае реорганизации юридического лица в форме выделения или разделения с передачей исключительных прав на программы ЭВМ (базы данных) организации-правопреемнику организация-правопреемник для расчета доли в 90 % вправе учитывать все виды доходов, предусмотренных в абз. 4 п. 5 ст. 427 НК РФ и возникающих в связи с использованием указанных программ (баз данных), при условии, что указанные программы ЭВМ (базы данных) были разработаны (созданы) реорганизованной организацией.

Как заполнить расчет по страховым взносам вновь созданной организации?

В соответствии с п. 5 ст. 427 НК РФ одним из условий применения упомянутых пониженных тарифов страховых взносов для вновь созданных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, является условие о среднесписочной численности работников за отчетный (расчетный) период не менее семи человек.

Согласно ст. 423 НК РФ отчетными периодами признаются I квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, а расчетным периодом – календарный год.

В силу п. 3.5 ст. 55 НК РФ при создании организации первым расчетным периодом для нее является период времени со дня создания организации до конца календарного года, в котором она создана.

Таким образом, в целях исчисления страховых взносов первым отчетным периодом для вновь созданной организации является период времени со дня создания до окончания отчетного периода.

В связи с этим организация, которая была создана в течение расчетного периода, определяет среднесписочную численность работников за соответствующий отчетный (расчетный) период путем деления суммы среднесписочной численности работников за каждый календарный месяц со дня создания до окончания этого отчетного (расчетного) периода на количество таких календарных месяцев и отражает ее по строке 010 приложения 5 к разделу 1 расчета по страховым взносам.

При этом начиная с представления расчета по страховым взносам за расчетный период 2020 года на титульном листе расчета по страховым взносам предусмотрено заполнение поля «Среднесписочная численность (чел.)», в котором на основании п. 3.11 приложения 2 «Порядок заполнения формы расчета по страховым взносам» к Приказу ФНС России от 18.09.2019 № ММВ-7-11/470@ указывается среднесписочная численность работников плательщика страховых взносов, определяемая им в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики.

Из совокупного анализа положений п. 79.6, 79.9 и 79.10 Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения № П-1, № П-2, № П-3, № П-4, № П-5(м) (Приказ Росстата от 27.11.2019 № 711) следует: если организация вновь создана и в связи с этим работала неполный квартал (год), то среднесписочная численность работников за этот квартал (год) определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы работы в этом квартале (году) и деления полученной суммы на 3 (12 соответственно).

Таким образом, представляемые вновь созданной организацией, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в составе расчета по страховым взносам сведения о среднесписочной численности работников, указанные на титульном листе расчета по страховым взносам, могут не корреспондироваться со сведениями, указанными по строке 010 приложения 5 к разделу 1 расчета по страховым взносам ввиду различного порядка определения данных показателей.

Принимая по внимание изложенное, в целях осуществления надлежащего правового регулирования полагаем возможным рассмотреть вопрос о внесении соответствующих изменений в Приказ ФНС России от 18.09.2019 № ММВ-7-11/470@ в части установления единого порядка определения среднесписочной численности работников для вновь созданных организаций.

Такие разъяснения даны в Письме ФНС России от 17.06.2021 № БС-4-11/8511@, которым направлено для использования в работе Письмо Минфина России от 26.02.2021 № 03-15-07/13523.

Нужно ли начислять пени, если организация утратила право на применение пониженных тарифов?

Согласно п. 5 ст. 427 НК РФ в случае, если по итогам расчетного (отчетного) периода организация не выполняет хотя бы одно из условий (о доле доходов или численности работников), установленных указанным пунктом, а также в случае лишения ее государственной аккредитации либо статуса резидента технико-внедренческой особой экономической зоны или промышленно-производственной особой экономической зоны такая организация лишается права применять тарифы страховых взносов, предусмотренные пп. 1.1 п. 2 данной статьи, с начала расчетного периода, в котором допущено несоответствие установленным условиям, либо такая организация лишена государственной аккредитации, либо в реестр резидентов особой экономической зоны внесена запись о лишении организации статуса резидента технико-внедренческой особой экономической зоны или промышленно-производственной особой экономической зоны.

Таким образом, если организация по итогам деятельности за какой-либо отчетный (расчетный) период не подтвердила соответствие условию о доле доходов или численности работников, то она должна была применить к выплатам работникам общеустановленные тарифы страховых взносов, предусмотренные ст. 425 НК РФ, с начала расчетного периода – календарного года и произвести перерасчет ранее уплаченных платежей по страховым взносам исходя из этих общеустановленных тарифов.

Исходя из положений п. 1, 7 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законодательством РФ о налогах и сборах сроки.

Согласно п. 3 ст. 431 НК РФ сумма страховых взносов, исчисленная организацией для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.

Из приведенных норм следует, что если организация, осуществляющая деятельность в области информационных технологий, по итогам расчетного периода не подтвердила соответствие условию о доле доходов (численности работников) и произвела перерасчет ранее уплаченных с начала расчетного периода платежей по страховым взносам исходя из общеустановленных тарифов, уплатив по итогам этого расчетного периода сумму страховых взносов, исчисленную с учетом данного перерасчета, не позднее 15 января, следующего за этим расчетным периодом, то пени не начисляются (Письмо Минфина России от 17.02.2021 № 03-15-06/10863).

В случае уплаты за какой-либо расчетный период суммы страховых взносов, исчисленной исходя из тарифов страховых взносов, установленных ст. 425 НК РФ, с учетом уменьшения на величину уплаченных за этот расчетный период страховых взносов, исчисленных исходя из пониженных тарифов страховых взносов, позднее 15 января, следующего за этим расчетным периодом, пени начисляются в общеустановленном порядке.