18.06.2021
МОЛОДЕЖНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

ссылка на новость: бухвести.рф/146586

Молодежное предпринимательство: проблемы и решения
kantver / Depositphotos.com

Несмотря на то что молодежное предпринимательство – не новое явление для российской экономики, в последнее время вопросы его развития и стимулирования вхождения молодежи в бизнес приобрели особую актуальность. По данным экспертов, пандемия новой коронавирусной инфекции показала, что более амбициозная и позитивно настроенная молодежь после ограничительных мер быстрее остальных возвращалась к ведению бизнеса, его инвестированию и развитию. На это указал и Президент РФ Владимир Путин в своем Послании Федеральному Собранию РФ от 21 апреля 2021 г. "Молодежь России в период испытаний проявила себя в высшей степени достойно. Мы можем ими гордиться. Сделаем все, чтобы для молодого поколения России было открыто как можно больше возможностей в жизни", – подчеркнул глава государства, указав в Перечне поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию на необходимость обеспечить включение в каждый национальный проект (программу) мероприятий, направленных на поддержку молодежи.

Стоит отметить, что поддержка инициатив молодежи, а также содействие предпринимательской деятельности молодежи указаны в перечне основных направлений реализации молодежной политики, закрепленном в ст. 6 принятого в конце 2020 года Федерального закона от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации" (далее – Закон № 489-ФЗ). Кроме того, поправками, внесенными в Конституцию Российской Федерации в прошлом году, круг вопросов совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ дополнен общими вопросами молодежной политики (ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). Но очевидно, что предпринимаемых на федеральном и региональном уровнях мер пока недостаточно для того, чтобы молодежное предпринимательство стало максимально популярным и привносило более значимый вклад в экономику страны.

Очередные дискуссии по вопросам поддержки молодежи, в том числе в части ее вовлечения в бизнес, состоялись в рамках Петербургского международного экономического форума – 2021. На ключевых тезисах этих обсуждений остановимся более подробно.

 

Проблемы

Анализу проблем, присущих молодежному предпринимательству в России, были посвящены панельные дискуссии ПМЭФ-2021 на темы: "Молодежное предпринимательство" и "Где родился, там и пригодился? Или почему молодежь уезжает из регионов". В частности, эксперты обратили внимание на:

  • недостаточную урегулированность на федеральном уровне вопросов поддержки молодежного предпринимательства;
  • отсутствие программных инструментов для развития молодежного предпринимательства;
  • недостаточность "мест притяжения" молодежи;
  • несформированность культуры молодежного предпринимательства;
  • различие возможностей в продвижении молодежных идей в федеральных центрах по сравнению с другими регионами, обусловливающих внутреннюю миграцию молодежи;
  • недостаточные информированность молодежи о бизнес-возможностях и их мотивированность;
  • отсутствие наставнической и материальной поддержки при вхождении в бизнес и т. д.

Так, генеральный директор Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) Светлана Чупшева отметила, что несмотря на существенную трансформацию молодежного предпринимательства за последние 30 лет серьезных исследований в части этого социально-экономического феномена в настоящее время не имеется. Она напомнила самые популярные направления бизнеса среди молодежи – торговля, IT-технологии, научные разработки – и указала на возрастающий рост числа несовершеннолетних, организующих свой бизнес. Согласно статистике, озвученной в рамках одной из сессий ПМЭФ-2021 руководителем ФНС России Даниилом Егоровым, в качестве самозанятых уже зарегистрировано более 30 тыс. несовершеннолетних в возрасте от 14 до 17 лет включительно. А если учесть, что к молодежи федеральное законодательство относит социально-демографическую группу лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно (п. 1 ст. 2 Закона № 489-ФЗ), то ее доля в российском бизнесе достаточно весома.

В свою очередь, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в городе Москве Татьяна Минеева указала на то, что предпринимательская активность в регионах проявляется даже у некоторых школьников, но им никто не создает условия, при которых они могут как можно раньше погрузиться в ресурсную среду, то есть нет связки с тем бизнесменом, который готов взять предлагаемую школьником идею и вложить деньги в ее реализацию. Хотя доля активной молодежи все равно достаточно высока – только в Москве предпринимателями в возрасте до 25 лет создано 13 тыс. стартапов.

Между тем, Руководитель Центра молодежных инициатив АСИ Александр Вайно самую большую проблему видит в отсутствии диалога с молодежью. Он подчеркнул, что вопросы, непосредственно касающиеся молодежи, решаются, но без прямого участия представителей этой самой молодежи. С ним согласилась Главный управляющий партнер по городскому развитию госкорпорации развития "ВЭБ.РФ" Ирина Макиева. Она рассказала о социальном эксперименте, проведенном в одном из регионов России, который показал важность диалога местных властей с молодежью. "Для того, чтобы понять, что молодежи не хватает в регионе, команда мэра с его заместителями обязана советоваться с молодежью и вместе идти с ними в проекты", – заключила эксперт, добавив, что вовлечение, диалог с молодежью может стать залогом успешного развития лучших городов страны.

 

Решения

Директор Высшей школы государственного управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы Алексей Комиссаров отметил: "Реализовать себя в предпринимательстве – один из самых лучших, если не самый лучший путь". Поэтому государство должно предоставлять молодому поколению все необходимые возможности для их самореализации в бизнесе – впоследствии эти вложения окупятся вкладом молодых предпринимателей в экономику страны.

Но для обеспечения беспроблемного входа молодых предпринимателей в бизнес и повышения привлекательности условий его ведения необходимы новые регуляторные механизмы и организационные инструменты. По мнению экспертов, акцент следует сделать на:

  • образовании – причем не только вузовском, где университет может стать "центром притяжения" активной молодежи, но и школьном;
  • формировании культуры молодежного предпринимательства – посредством создания "центров притяжения" и налаживания каналов информирования;
  • оказании поддержки молодежи при вхождении в бизнес через гранты, инвестиции, наставничество со стороны опытных предпринимателей;
  • стабильности налоговой нагрузки и минимизации контрольно-надзорных мер;
  • обеспечении равных условий для реализации молодых людей в бизнесе в различных регионах.

Приоритетное значение в рассматриваемом контексте имеет и регуляторное воздействие. Руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Алексей Фурсин обратил внимание на необходимость такого регулирования, которое позволило бы молодым людям не опускать руки, после каждой неудачи вставать и снова пробовать себя в бизнесе, иначе "энтузиазм молодых предпринимателей неизбежно будет разбиваться о реалии жизни: 60% хотят, 20% попробуют, у 4% получится". В целом госполитика в отношении молодежного предпринимательства должна быть предсказуемой, понятной и одинаковой для всех.

Не менее важна налоговая и контрольно-надзорная нагрузка. И если с необходимостью минимизации контрольно-надзорных мероприятий в отношении микробизнеса согласны практически все участники дискуссии, то в вопросах уровня налоговой нагрузки единого мнения нет. Кто-то уверен, что радикальное снижение налоговой нагрузки может способствовать развитию бизнеса, поскольку, как показал эксперимент с налогом на профессиональный доход, уменьшение нагрузки дает расширение налоговой базы и доходов. Другие полагают, что налоги – не главный сдерживающий фактор. К примеру, Светлана Чупшева считает, что нет необходимости снижать налоги, но при условии, что они будут справедливыми и не будет конкуренции между налоговыми режимами. "Бизнес готов платить налоги, но они должны быть справедливыми," – подчеркнула эксперт, указав, что более логично другими мерами мотивировать предпринимателей расти, чтобы впоследствии из малого бизнеса переходить в крупный.

Более точечными решениями проблем молодежного предпринимательства могут стать:

  • упрощение форм работы для компаний, в которых заняты до пяти человек (по аналогии с самозанятыми);
  • снижение барьеров на вход в бизнес – за счет микрофинансирования, субсидирования и введения новых форм гарантийной поддержки;
  • освобождение от налогов и проверок в первый год после создания бизнеса;
  • обеспечение микропредприятиям возможности вести бизнес с телефона при автоматическом формировании отчетности (по аналогии с НПД);
  • простой, понятный, удобный и комфортный клиентский путь.

По мнению заместителя Министра экономического развития РФ Татьяны Илюшниковой, не лишним было бы дополнительно поработать над институтом "добросовестного банкротства" – например, обеспечить возможность ускоренного закрытия фирмы в случае, если она не накопила долгов. В настоящее время даже в этом случае на закрытие потребуется полгода.

Также важно формировать культуру молодежного предпринимательства, повсеместно увеличивая количество "мест притяжения" активной молодежи – путем формирования молодежных сообществ, организаций, кластеров. Причем большинство экспертов согласились, что деление на группы должно происходить не по территориальному, а по профессиональному принципу, по компетенциям. Кроме того, следует адаптировать образовательные форматы к текущим экономическим потребностям и бизнес-вызовам и обеспечивать обучающимся возможность как можно раньше получить первый предпринимательский опыт.

Не стоит забывать и об оперативной реакции на новые тенденции, связанные с цифровизацией всех сфер жизни общества. На это обратила внимание Татьяна Илюшникова. Она указала на зарождение нового сегмента рынка, где бизнес полностью цифровизован, – создание нового контента. "Эта сфера – тоже предпринимательство. В этой сфере и блогеры. Молодежь зарабатывает деньги. Этот сегмент – зона для дальнейшего взаимодействия, выработки правил игры", – подчеркнула она. Такие новые феномены требуют осознания как самими участниками, так и институтами развития.

Участники мероприятия полагают, что последовательной реализации системных и точечных мер будет достаточно для того, чтобы молодежное предпринимательство активно развивалось и стало залогом роста российской экономики в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

 

***

Поскольку молодежное предпринимательство играет важную роль в решении социально-экономических проблем – например, в сокращении уровня безработицы за счет создания новых рабочих мест, подготовке квалифицированных кадров и т. п., то оно заслуживает более пристального внимания не только со стороны региональных властей, но и на федеральном уровне.

На одной из дискуссионных площадок ПМЭФ-2021 Председатель совета директоров Skolkovo Ventures Пекка Вильякайнен отметил, что у России есть все необходимое для того, чтобы стать высококонкурентной страной. "У нее есть вся инфраструктура, все необходимые факторы для роста. Основная задача состоит в том, чтобы доводить правильную, нужную информацию до молодых людей, чтобы они смогли сами сделать выбор", – заключил эксперт. И этот выбор во многом зависит от продуманной и четкой государственной политики в отношении молодежи, от тех программных мер поддержки молодежной занятости, включая содействие молодежному предпринимательству, которые по поручению Президента РФ федеральные власти должны проработать в ближайшее время.



Источник публикации: ИА "Гарант"