Автор: Гусев М. Г., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Ознакомимся с изменениями в системе закупок, рекомендациями регуляторов.

Ограничения по закупке иностранных медицинских изделий

Постановлением Правительства РФ от 06.03.2021 № 336 расширен перечень (Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 № 102) отдельных видов иностранных медицинских изделий, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок. В числе новых позиций – биохимические анализаторы, микроскопы медицинские, аппараты ультразвуковые хирургические, коагуляторы хирургические, аппараты лазерные терапевтические. Указанные изменения вступили в силу 19.03.2021 и применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок, извещения о которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ЕИС) либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу соответствующего постановления.

Поставка лекарственных препаратов

Приказом Минздрава РФ от 18.01.2021 № 15н обновлены типовой контракт на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения и информационная карта типового контракта.

Закупки текстиля и мягкого инвентаря

Позиция регуляторов контрактной системы по вопросу проведения госзакупок текстиля и мягкого инвентаря многоразового использования выражена в Письме Минфина РФ № 24-01-06/14509, Минпромторга РФ № ЕВ-15600/08 от 02.03.2021.

Заказчик самостоятельно определяет объект закупки. Для сохранения потребительских свойств текстиля и мягкого инвентаря необходимо своевременное и надлежащее обслуживание такой продукции (стирка, химчистка, обработка, обеззараживание, ремонт).

К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (п. 2 ст. 525 ГК РФ). При этом право собственности на поставленную продукцию переходит к заказчику, что требует наличия у него соответствующих специализированных мощностей и оборудования для обслуживания закупленных изделий (химчистка, ремонт и т. д.) либо обращения к сторонним специализированным организациям за этими услугами. Заказчик ведет учет поставленной и принятой продукции, несет расходы, связанные с ее хранением и содержанием. При этом замена пришедшего в негодность товара возможна только по результатам закупки нового товара на основании нового договора.

Другой способ получения текстиля и мягкого инвентаря – аренда (прокат), когда функция обеспечения заказчика продукцией многоразового использования передается организациям, обладающим необходимым оборудованием и компетенциями по оказанию комплекса сервисных услуг (включая замену пришедших в негодность изделий). В случае заключения контракта на услуги аренды (проката) такая продукция предоставляется заказчику только во временное пользование, при этом право собственности в отношении ее у заказчика не возникает (п. 1 ст. 606 ГК РФ).

Таким образом, заказчик может заключить контракт:

  • на поставку текстиля и мягкого инвентаря (с последующим заключением контрактов на дальнейшее ее обслуживание – стирку, ремонт и т. д. – или самостоятельным обслуживанием товаров при наличии необходимых трудовых и материальных ресурсов);

  • на оказание услуг по предоставлению такой продукции в аренду (прокат) (в том числе с условиями по ее содержанию и замене в течение договорного срока).

Министерства обращают внимание, что закупка названных объектов путем заключения контракта на оказание услуг по предоставлению такой продукции в аренду (прокат) способствует сокращению расходов на стирку, обработку и ремонт продукции многоразового использования.

Если количество требуемых заказчику текстиля и мягкого инвентаря многоразового использования определить нельзя, осуществление закупки возможно по цене единицы товара, услуги.

Согласование заключения контракта с единственным поставщиком

Минфин в Письме от 18.03.2021 № 24-04-07/19432 изложил свое мнение по вопросам согласования заключения контракта с ЕП.

1. О сроке подписания участником проекта контракта в случае необходимости согласования, предусмотренного п. 4 ч. 5 ст. 93 Закона о контрактной системе.

Заключение контракта в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе (признание определения поставщика несостоявшимся) осуществляется по общим правилам, предусмотренным ст. 83.2 Закона о контрактной системе, и с учетом особенностей, установленных ст. 93 Закона о контрактной системе, регулирующей закупки у ЕП. С учетом этого:

1) заказчик направляет неподписанный проект контракта на подпись участнику закупки в порядке и в срок, установленные ст. 83.2 Закона о контрактной системе (до получения решения о согласовании заключения контракта с ЕП);

2) участник подписывает проект по правилам ст. 83.2 Закона о контрактной системе, в том числе до того, как заказчик получит решение о согласовании заключения контракта с ЕП (таким образом, предусмотренные ст. 83.2 Закона о контрактной системе действия участник закупки осуществляет вне зависимости от получения заказчиком указанного решения);

3) получив решение о согласовании заключения контракта с ЕП, заказчик подписывает контракт в срок, предусмотренный п. 3 ч. 9 ст. 93 Закона о контрактной системе.

2. Если при рассмотрении обращения заказчика о согласовании заключения контракта с ЕП контрольный орган выявил нарушение.

Решение контролирующего органа субъекта РФ, принятое по результатам внеплановой проверки, не может противоречить решению федерального контролирующего органа, которое принято по результатам внеплановых проверок той же закупки (ч. 18 ст. 99 Закона о контрактной системе). Содержание понятия такого противоречия Закон о контрактной системе не раскрывает. Поэтому содержание данного понятия определяется в каждом конкретном случае, в том числе исходя из признаков противоречия (то есть ситуации, при которой одно обстоятельство исключает или отрицает другое, несовместимое с ним), наличие которого предполагается одним из участников правоотношений.

Например, при установлении региональным контролером нарушения при рассмотрении обращения о согласовании заключения контракта с ЕП в условиях, при которых ранее в отношении этой закупки контрольным органом федерального уровня рассматривалась жалоба и проводилась внеплановая проверка, по результатам которой такое нарушение не было выявлено, – отсутствует ситуация, в которой одно обстоятельство исключает другое.

Возможны ситуации, при которых нарушение не выявлено с учетом представленных пояснений, информации и документов, а также конкретных обстоятельств. Однако это не исключает, что имеющееся нарушение будет установлено впоследствии, в том числе иным контрольным органом. То есть если один контрольный орган нарушение не выявил, а другой впоследствии – выявил, с учетом новых факторов, это не будет считаться противоречием.

3. О выполнении решений и предписаний контрольных органов федерального и регионального уровня в отношении одних и тех же действий субъектов контроля.

Если федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок, по результатам внеплановых проверок выданы связанные с одной и той же закупкой решения в отношении одних и тех же действий субъектов контроля, выполняется решение, принятое федеральным органом исполнительной власти (ч. 19 ст. 99 Закона о контрактной системе, абз. 1 п. 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576).

Контракт нельзя заключать до исполнения выданного предписания (ч. 23 ст. 99 Закона о контрактной системе).

Заказчику следует помнить, что решение о согласовании заключения контракта с ЕП само по себе не тождественно решению о результатах внеплановой проверки, поскольку решение о согласовании (либо отказе в согласовании) помимо результатов проверки содержит вывод о согласовании и, соответственно, о возможности заключить контракт (либо об отказе в таком согласовании), а также принимается исключительно контрольным органом в сфере закупок соответствующего уровня (федерального, регионального или местного в зависимости от уровня закупки), в связи с чем оно не может быть принято иным контрольным органом в сфере закупок.

Если в отношении одной закупки федеральный контрольный орган принял решение и предписание по результатам внеплановой проверки, а региональный контрольный орган – решение о согласовании заключения контракта с ЕП, целесообразно руководствоваться следующим:

1) в отношении одних и тех действий субъектов контроля выполняются решение и предписание контрольного органа федерального уровня, принятые по результатам проведения внеплановой проверки. Контракт не заключается до исполнения предписания;

2) решение о согласовании заключения контракта с ЕП может быть принято исключительно контрольным органом в сфере закупок соответствующего уровня. Например, для нужд субъекта РФ такое решение принимается региональным контрольным органом;

3) при принятии региональным контрольным органом вышеуказанного решения о согласовании либо об отказе в согласовании заключения контракта с ЕП также проводится внеплановая проверка, результаты которой включаются в состав единого решения о согласовании либо об отказе;

4) выполнение вышеуказанных решения и предписания контрольного органа федерального уровня не означает во всех случаях невозможность реализации решения о согласовании регионального, контролера;

5) решение о согласовании заключения контракта с ЕП, принятое региональным контрольным органом, исполняется в части, не противоречащей решению и предписанию, выданным федеральным контрольным органом по результатам внеплановой проверки этой закупки, за исключением ситуации, указанной в нижеследующем п. 6;

6) решение о согласовании заключения контракта с ЕП, принятое регионального контрольным органом, не может быть исполнено, если предписание федерального контрольного органа по результатам внеплановой проверки этой закупки, предусматривает отмену итогов определения поставщика, в соответствии с которыми определен такой ЕП (в том числе путем предписания аннулировать определение поставщика, или внести изменения в извещение о закупке и документацию о закупке, или отменить итоги определения поставщика для повторного рассмотрения ранее поданных заявок);

7) решение об отказе в согласовании заключения контракта с ЕП, принятое региональным контрольным органом, влечет невозможность заключения контракта вне зависимости от решения и предписания, выданных федеральным контрольным органом по результатам внеплановой проверки этой закупки, поскольку согласно п. 3 ч. 9 ст. 93 Закона о контрактной системе заключение контракта до получения согласования заключения контракта с ЕП не допускается.

4. О способе направления объектов контроля для осуществления контроля, предусмотренного ч. 5 и 51 ст. 99 Закона о контрактной системе.

Способ направления объекта контроля (на бумажном носителе или в электронной форме) определяется в конкретном случае исходя из возможности направления объекта контроля в электронной форме. Определенным заказчикам, осуществляющим закупки для федеральных нужд, обеспечивается возможность направления документов в территориальные органы Федерального казначейства посредством прикладного ПО «Система удаленного финансового документооборота».

5. О направлении проекта контракта в отдельных случаях закупок у ЕП для осуществления контроля, предусмотренного ч. 5 и 51 ст. 99 Закона о контрактной системе.

Правительство РФ утверждает порядок осуществления контроля, предусмотренного ч. 5 и 51 ст. 99 Закона о контрактной системе, в том числе контроля соответствия информации об идентификационных кодах закупок и непревышения объема финобеспечения для осуществления закупок, а также определяет порядок действий органов контроля при выявлении несоответствия контролируемой информации.

Согласно п. 25 Правил контроля, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.08.2020 № 1193 при осуществлении закупок в случаях, предусмотренных п. 2, 3, 6, 7, 10 – 14, 16, 17, 19, 22, 31 – 33, 35, 37 – 39, 47, 48, 54, 55 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе:

  • заказчик до предоставления проекта контракта участнику направляет в соответствующий орган контроля проект контракта, предусмотренный пп. «з» п. 4 Правил контроля (пп. «а» п. 25 Правил контроля);

  • если уведомления о соответствии контролируемой информации Правилам контроля нет, участнику закупки проект контракта не направляется (пп. «в» п. 25 Правил контроля). Такое уведомление формируется по результатам соответствующих проверок органом контроля не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем поступления проекта контракта (абз. 3 пп. «б» п. 25 Правил контроля).

Правилами контроля определен порядок проверки контролируемой информации в контракте, заключаемом с ЕП, в том числе дополнительно предусматривающий иную подлежащую контролю информацию, содержащуюся в проекте такого контракта.

С учетом вышеуказанного предварительное направление проекта контракта в орган контроля (до предоставления участнику закупки) предусматривает:

1) составление такого проекта контракта. При этом контракты в вышеуказанном перечне случаев закупок у ЕП не предусмотрены в ч. 15 ст. 34 Закона о контрактной системе, допускающей заключение контрактов в любой форме, установленной ГК РФ для совершения сделок;

2) направление в орган контроля проекта контракта, не содержащего подписи участника закупки.

Согласно п. 15 Правил ведения реестра контрактов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084 при положительном результате проверки, предусмотренной п. 13 и 14 этих правил, Федеральное казначейство формирует реестровую запись, куда вносятся информация и документы, подлежащие включению в реестр контрактов.