16.04.2021

ссылка на статью: бухвести.рф/145067

По результатам исследования крови на наличие антител к коронавирусу у ряда работников были выявлены положительные результаты. Штатным медицинским работником написана служебная записка, в которой всем работникам, у которых выявлены антитела к коронавирусной инфекции, рекомендовано пройти дополнительное обследование методом ПЦР, а также рекомендовано соблюдать режим изоляции до получения результатов обследования. При этом работодателем издан приказ об отстранении таких сотрудников от работы с сохранением за ними заработной платы.
Правомерен ли приказ работодателя об отстранении работников от работы? Как оплачивать период, когда работники находились дома в ожидании результатов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Приказ работодателя об отстранении сотрудников от работы не соответствует законодательству.
Основанием для отстранения работника может являться постановление санитарного врача об изоляции; повышенная температура, выявленная в ходе измерения температуры тела работника на рабочем месте или наличие признаков острой респираторной вирусной инфекции.

Обоснование вывода:
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - Закон N 157-ФЗ) профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждены приказом Министерства здравоохранения РФ от 21.03.2014 N 125н.
Приказом Минздрава России от 09.12.2020 N 1307н прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, была внесена в вышеуказанный календарь. При этом лица, подлежащие обязательной вакцинации, разделены на три группы (приоритеты). И, в частности, к приоритету 1-го уровня отнесены работники образовательных организаций.
По общему правилу вакцинация является добровольной - граждане имеют право на отказ от проведения профилактических прививок (абзац восьмой п. 1 ст. 5 Закона N 157-ФЗ). В то же время граждане, выполняющие работы, указанные в Перечне работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, утвержденном постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 825 (далее - Перечень), подлежат обязательной вакцинации. В случае непроведения профилактических прививок такие граждане отстраняются от работы либо не принимаются на нее (абзац четвертый п. 2 ст. 5 Закона N 157-ФЗ). Согласно Перечню граждане, работающие в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (вне зависимости от занимаемой должности), подлежат обязательной вакцинации (п. 12).
В соответствии с абзацем восьмым части первой ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Поскольку обязанность отстранить от работы работника образовательной организации в случае отсутствия у него прививок предусмотрена Законом N 157-ФЗ, то работодатель вправе требовать от всех работников образовательной организации прохождения обязательной вакцинации, а при отказе - отстранить от работы.
Отказ или уклонение без уважительных причин от обязательной вакцинации работника, если это является обязательным условием допуска к работе, является дисциплинарным проступком, то есть неисполнением или ненадлежащим исполнением работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, за совершение которого работодатель на основании ст. 192 ТК РФ, ст. 214 ТК РФ имеет право применить дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора.
При этом законодательство не предусматривает при подготовке к вакцинации необходимости проведения лабораторных исследований на наличие иммуноглобулина G и М. Исследование методом ПЦР перед вакцинацией проводится только при положительном эпидемиологическом анамнезе (контакт с инфицированными Sars-cov-2 в течение последних 14 дней) или при наличии одного из симптомов Covid-19 за последние 2 недели. Вместе с тем лица, имеющие положительные результаты исследования на наличие иммуноглобулинов классов С и М к вирусу Sars-cov-2, полученные вне рамок подготовки к вакцинированию, не прививаются*(1). В рассматриваемой ситуации работники прошли предварительное тестирование на наличие коронавирусной инфекции по своей инициативе.
В настоящее время на территории Свердловской области действует Указ Губернатора Свердловской области от 18.03.2020 N 100-УГ "О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" (далее - Указ N 100-УГ). Согласно п. 12 Указа N 100-УГ работодатели, осуществляющие деятельность на территории Свердловской области, обязаны обеспечить измерение температуры тела работникам на рабочих местах с обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой тела, признаками острой респираторной вирусной инфекции, а также не допускать на рабочее место и (или) территорию организации работников, в отношении которых приняты постановления санитарных врачей о нахождении в режиме изоляции до получения отрицательного результата лабораторного исследования на новую коронавирусную инфекцию (2019-nCoV) методом ПЦР.
Кроме того, на основании п. 2 ст. 33 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) временному отстранению подлежат лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, если они могут явиться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями производства, на котором они заняты, или выполняемой ими работой, при невозможности их перевода на другую работу, не связанную с риском распространения инфекционных заболеваний. Отстранение этих лиц осуществляется на основании постановлений главных государственных санитарных врачей и их заместителей. За время такого отстранения этим работникам выплачивается пособие по социальному страхованию.
При этом закон позволяет главным государственным санитарным врачам и их заместителям при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, к которым относится и коронавирус*(2), выносить мотивированные постановления о госпитализации для обследования или об изоляции больных такими заболеваниями, лиц с подозрением на такие заболевания, а также граждан, находившихся в контакте с ними (подп. 6 п. 1 ст. 51 Закона N 52-ФЗ).
Главный государственный санитарный врач РФ поручил также руководителям территориальных органов Роспотребнадзора давать обязательные для исполнения в установленные сроки предписания и (или) требования о медицинском наблюдении, медицинском обследовании, изоляции и (или) госпитализации, проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий юридическим лицам, уполномоченным органам государственной власти, гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства - больным инфекционными заболеваниями, с подозрением на такие заболевания, бывшим в контакте с больными инфекционным заболеванием (п. 3.2 постановления от 31.01.2020 N 3).
Таким образом, из приведенных норм следует, что работодатель только при наличии предписания (требования) Роспотребнадзора должен отстранить от работы лиц, заболевших коронавирусом, либо с подозрением на такое заболевание. Не допускать к осуществлению рабочей деятельности сотрудников организации, у которых нет повышенной температуры тела и (или) признаков острой респираторной вирусной инфекции и в отношении которых также отсутствуют соответствующие предписания Роспотребнадзора, работодатель не вправе.
Соответственно, приказ работодателя об отстранении сотрудников от работы в рассматриваемой ситуации противоречит трудовому законодательству.
Что касается оплаты таких дней, то следует отметить следующее.
Основанием для выплаты пособия по нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, выданный в установленном законом порядке (ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"). Соответственно, при отсутствии листка нетрудоспособности назначить пособие работнику работодатель не вправе (смотрите, например, определение Челябинского областного суда от 10.08.2015 N 11-9478/2015).
В том случае, если бы работники самостоятельно приняли решение о необходимости соблюдения режима самоизоляции до получения результатов на коронавирусную инфекцию, то причины отсутствия их на рабочем месте в этот период следовало бы рассматривать как уважительные. Для обозначения факта отсутствия работника на работе в табеле учета рабочего времени проставляется самостоятельно утвержденный работодателем код отсутствия по уважительной причине (например, "ОУП" (отсутствие на работе по уважительной причине)). При этом какая-либо оплата за дни отсутствия сотрудника на работе в такой ситуации трудовым законодательством не предусмотрена. В свою очередь, оплата этого периода может быть установлена локальным нормативным актом и (или) коллективным договором, действующими в организации.
Но поскольку в приведенной ситуации решение об отстранении от работы было принято работодателем, то последний обязан возместить работникам не полученный ими заработок за весь период, когда они были лишены возможности трудиться (ст. 234 ТК РФ). Не отработанное в связи с незаконным отстранением от работы время оплачивается в размере среднего заработка, рассчитанного по правилам ст. 139 ТК РФ (п. 62 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации").
Сохранение за работниками заработной платы за дни отстранения от работы в полном объеме, по нашему мнению, может повлечь возникновение претензий со стороны проверяющих органов.
Подчеркнем, сказанное является нашим экспертным мнением, которое может отличаться от мнения других специалистов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Бездеткина Дарья

Ответ прошел контроль качества

26 марта 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите информацию с официального сайта Министерства здравоохранения РФ по следующей ссылке https://minzdrav.gov.ru/news/2021/01/19/15879-minzdrav-rossii-standart.
*(2) Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.