03.03.2021

ссылка на статью: бухвести.рф/143915

Бюджетное учреждение г. Тамбова предоставило отсрочку по арендной плате во время действия режима повышенной готовности. В соответствии со ст. 3.1 Закона Тамбовской области от 28.11.2003 N 170-З сумма налога на имущество по данному объекту недвижимого имущества уменьшается на размер арендной платы, в отношении которой предусмотрена отсрочка.
Как рассчитать сумму уменьшения налога, если в аренду сдается только часть помещения? Можно ли по данному объекту недвижимости на всю сумму отсрочки уменьшить сумму налога, или сумму уменьшения нужно рассчитывать пропорционально арендованной площади? Можно ли уменьшить налог, если арендатор не исполняет в срок свои обязательства по оплате аренды (имеется дебиторская задолженность) либо исполняет обязательства с нарушением сроков, в том числе оплачивает аренду в обычном режиме?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Сумма налога на имущества по объекту недвижимости уменьшается на сумму отсрочки по уплате арендной платы при выполнении условий, установленных ч. 2 ст. 3.1 Закона N 170-З.
Если арендатор фактически не оплачивает аренду (за исключением периода отсрочки), то арендодатель не вправе применить льготу.
В случае, когда с арендатором заключено соглашение об отсрочке арендной платы, но при этом он регулярно вносит арендую плату, не пользуясь отсрочкой, применение льготы может вызвать претензии налогового органа.

Обоснование позиции:
На основании ч. 1 ст. 3.1 Закона Тамбовской области от 28.11.2003 N 170-З "О налоге на имущество организаций на территории Тамбовской области" (далее - Закон N 170-З)*(1) в отношении объектов недвижимого имущества, являющихся предметом договора аренды или предоставления торгового места, по которым заключены дополнительные соглашения о предоставлении в 2020 году отсрочки по уплате арендной платы (платы за пользование торговым местом) и (или) снижении размера арендной платы (платы за пользование торговым местом), сумма налога по данному объекту недвижимого имущества уменьшается на размер арендной платы (платы за пользование торговым местом), в отношении которой предусмотрена отсрочка, и (или) размер снижения арендной платы (платы за пользование торговым местом).
Отметим, что ГК РФ не содержит специальных норм об аренде помещений. Судебная практика исходит из того, что, поскольку помещение как объект гражданских прав является неотъемлемой частью здания или сооружения, правила ГК РФ об этих видах объектов распространяются и на помещения (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 01.06.2000 N 53, пп. 6, 9 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73).
Условия применения льготы установлены ч. 2 ст. 3.1 Закона N 170-З. В них не содержится ограничения для случая, если в аренду предоставляется, например, не все нежилое здание, а только его часть или помещения в нем.
Положение второго абзаца ч. 1 ст. 3.1 Закона N 170-З определяет, что величина льготы не может превышать сумму налога на имущество организаций по объекту аренды. Вместе с тем эта норма, как и ст. 3.1 Закона N 170-З в целом, не содержит оговорки, что льгота распространяются только на сумму налога, приходящуюся на часть объекта недвижимости, а также не определен порядок расчета льготы, например, пропорционально площади сдаваемых в аренду помещений.
Напомним, что при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен уплатить (п. 6 ст. 3 НК РФ). При этом все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ).
Кроме того, рассматриваемая льгота, по сути, имеет компенсационный характер и направлена на возмещение потерь арендодателей в период введения режима повышенной готовности на территории Тамбовской области. Поэтому мы считаем, что вся сумма налога на имущества по объекту недвижимости уменьшается на сумму отсрочки при выполнении условий, установленных ч. 2 ст. 3.1 Закона N 170-З.
Одним из обязательных условий применения льготы является фактическая оплата по договору аренды за весь период действия договора, включая период применения налоговой льготы, за исключением периодов, в которых размер подлежащей оплате арендной платы с учетом отсрочки по ее уплате равен нулю (п. 4 ч. 2 ст. 3.1 Закона N 170-З). Для подтверждения права на льготу арендодателю необходимо предоставить в налоговый орган в том числе документы, подтверждающие взаимные расчеты сторон по договору аренды за весь период действия договора, включая период применения налоговой льготы (ч. 3 ст. 3.1 Закона N 170-З). Из этого положения следует, что если арендатор фактически не оплачивает аренду (за исключением периода отсрочки) или существенно нарушает установленные договором аренды и соглашением об отсрочке сроки оплаты, то арендодатель не вправе применить льготу.
В случае, когда с арендатором заключено соглашение об отсрочке арендной платы, но при этом он регулярно вносит арендую плату, по нашему мнению, применение льготы может вызвать претензии налогового органа. Как мы уже сказали, предоставление льготы арендодателю является компенсационным механизмом в связи с его экономическими (финансовыми) потерями из-за предоставления отсрочки оплаты по договору аренды. Если арендатор вносит арендную плату в полном объеме в соответствии с договором аренды, не используя свое право на отсрочку согласно дополнительному соглашению, то применение льготы арендодателем может вызвать претензии налогового органа.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга

Ответ прошел контроль качества

15 февраля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Закон N 170-З дополнен ст. 3.1 с 1 мая 2020 года Законом Тамбовской области от 29.04.2020 N 484-З. Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2020 года. Статья 3.1 Закона N 170-З изменена с 11 ноября 2020 года Законом Тамбовской области от 06.11.2020 N 535-З. Эти изменения также распространяются на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2020 года.