25.02.2021

ссылка на статью: бухвести.рф/143759

Организация проводит маркетинговые акции, например: при покупке посудомойки покупатель получает за эту же цену дополнительный товар (полотенце), которое подлежит маркировке и промаркировано. Раньше дополнительный товар просто указывался в кассовом чеке по цене 1 руб. от стоимости основного товара и добавлялось слово "подарок". Теперь информация о продаже маркируемого товара отражается и направляется в "Честный знак", в том числе передается уникальный номер изделия и наименование номенклатуры. Уникальный номер изделия при переименовании в рамках маркетинговой акции сохраняется.
Возможно ли изменить наименование маркируемого товара при перепродаже? Можно ли добавить к наименованию слово "подарок"?

В соответствии с пп. 24, 25 Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2019 г. N 1956, для регистрации товаров (предметов одежды, белья) в информационной системе мониторинга участник оборота товаров предоставляет, в частности, сведения о наименовании товара на этикетке и (или) ярлыке.
В силу п. 1 ст. 4.7 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Закон N 54-ФЗ) одним из обязательных реквизитов кассового чека является наименование товаров, работ, услуг. Каких-либо специальных требований к реквизиту "наименование товара" ("наименование предмета расчета"), в т.ч. и в отношении товаров, подлежащих обязательной маркировке, ни Закон N 54-ФЗ, ни изданные в соответствии с ним нормативные акты и разъяснения уполномоченных органов не содержат. Только в методических указаниях по формированию фискальных документов, направленных письмами Федеральной налоговой службы от 20 февраля 2019 г. N ЕД-4-20/2929@ и от 27 июня 2019 г. N ЕД-4-20/12565@, имеется примечание о том, что в данном реквизите указывается конкретное наименование, позволяющее идентифицировать товар (работу, услугу).
В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 21 февраля 2019 г. N 174 "Об установлении дополнительного обязательного реквизита кассового чека и бланка строгой отчетности" при осуществлении расчетов за товар, маркированный средствами идентификации, для которых на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" предусмотрена обязательная маркировка средствами идентификации, кассовый чек и бланк строгой отчетности в отношении товара должны содержать реквизит "код товара", в котором указывается код идентификации, содержащийся в средстве идентификации товара, за исключением отдельных случаев, указанных в подп. "б" п. 3 указанного Постановления (получение предоплаты, возврат денежных средств и т.п.).
В Законе N 54-ФЗ содержится ряд норм, устанавливающих особые требования к порядку применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) при реализации маркированных товаров (п. 6.1 ст. 1.2, п. 1.1 ст. 4, пп. 4.1-4.7 ст. 4.1 и др.). Указанные особенности связаны с необходимостью запроса и хранения информации о коде маркировки, а также направления уведомления о реализации маркированного товара оператору информационных систем маркировки. Вместе с тем наименование товара входит в число реквизитов уведомления о реализации маркированного товара (таблицы 128, 130 приказа Федеральной налоговой службы от 14 сентября 2020 г. N ЕД-7-20/662@).
Иначе говоря, для правильного отражения в кассовом чеке операции по реализации маркированного товара определяющее значение имеет правильное указание кода товара. При этом наименование товара, указываемое в чеке, должно позволять идентифицировать товар.
Какой-либо ответственности за несоответствие наименования товара, указанного в кассовом чеке, наименованию товара, указанному при его маркировке, действующим законодательством не установлено. В то же время частью 4 ст. 14.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за применение ККТ с нарушением установленных законом требований (предупреждение или наложение административного штрафа в размере от полутора тысяч до трех тысяч рублей для должностных лиц; предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей для юридических лиц). Однако материалов судебной практики, свидетельствующих о применении данной нормы в ситуации, описанной в вопросе, нами не обнаружено.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

Ответ прошел контроль качества

9 февраля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.