Автор: Семина Л. , эксперт журнала

Журнал "Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение" № 11/2020

Не так давно в нашем журнале рассматривался порядок возврата билетов в связи с отменой или переносом зрелищных мероприятий из-за пандемии. Данный порядок был разработан в результате введения в стране особых режимов. Но ведь возврат билетов может осуществляться в обычных (нормальных) условиях функционирования учреждений культуры. К примеру, зритель просто отказался от посещения культурного мероприятия, на которое куплен билет. Правила и условия возврата билетов в этих случаях утверждены Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 № 1491 (далее – Правила). Предлагаем ознакомиться с названным документом в статье.

Правила определяют порядок возврата билетов, абонементов и экскурсионных путевок (в том числе электронных), а также возмещения их стоимости в случае отказа посетителя от посещения зрелищного мероприятия по следующим причинам:

  • болезнь посетителя;

  • смерть члена его семьи или близкого родственника;

  • иные причины.

Кроме того, правилами предусмотрены особенности переоформления на других лиц именных билетов, абонементов, экскурсионных путевок.

Организации исполнительских искусств и музеи с учетом Правил разрабатывают собственный порядок возврата (переоформления) билетов, абонементов и экскурсионных путевок (далее – билеты). При этом собственный порядок не должен содержать менее благоприятные условия возврата, чем установленные Правилами.

Порядок возврата билетов при отказе посетителя от посещения мероприятия.

В случае отказа от посещения проводимого организацией исполнительских искусств или музеем зрелищного мероприятия посетитель вправе обратиться с заявлением о возврате билета (в том числе именного). Форма такого заявления утверждается Минкультуры (п. 4, 22, 35 Правил).

Посетитель (его представитель) может подать заявление о возврате непосредственно в организацию исполнительских искусств или музей либо уполномоченному ими физическому или юридическому лицу, у которых был приобретен билет, либо направить его заказным почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении. Кроме того, при наличии технической возможности организация культуры вправе установить порядок представления посетителем заявления о возврате в электронном виде (п. 5, 15, 23, 33, 36, 46 Правил).

Стоит отметить, что при подаче заявления посетитель должен предъявить документ, подтверждающий личность. В случае отправки заявления почтой нужно приложить копию такого документа. Если заявление о возврате подает представитель посетителя, то он прилагает копии документов, подтверждающих законное представительство, или оформленную надлежащим образом доверенность (п. 6, 8, 24, 26, 37, 39 Правил).

Заявление принимается и регистрируется организацией исполнительских искусств, музеем либо уполномоченным лицом в день его получения (п. 9, 28, 41 Правил).

Посетитель вправе потребовать у организации культуры сделать отметку о получении заявления. Она может быть проставлена на распечатанной копии заявления или отправлена на электронную почту посетителя. На необходимость проставления отметки или направления ее по электронной почте посетитель должен указать в заявлении (п. 9, 28, 41 Правил).

Организация культуры (уполномоченное лицо) обязана в течение 10 дней рассмотреть заявление и принять решение о возврате стоимости билета или отказе в возврате денежных средств. О принятом решении посетителю сообщается (п. 10 – 12, 29 – 32, 42 – 45 Правил):

  • в течение 5 дней со дня принятия решения об отказе в возврате денежных средств. Письменное уведомление может быть вручено лично посетителю, направлено адресату заказным письмом или отправлено на электронную почту посетителя;

  • в течение 3 дней со дня принятия решения о возврате денежных средств за неиспользованный билет. Посетитель уведомляется по электронной почте или посредством телефонной связи.

Способ уведомления о принятом решении по возврату стоимости билета посетитель обязан указать в заявлении.

Денежные средства за неиспользованный билет возвращаются посетителю не позднее 10 дней со дня принятия соответствующего решения. При этом способ возврата организация исполнительских искусств или музей устанавливают самостоятельно при разработке собственного порядка возврата стоимости билетов (п. 12, 32, 45 Правил).

Конкретные сроки подачи заявления о возврате стоимости билетов, перечень прилагаемых к нему документов, порядок рассмотрения заявления, а также объем возмещаемых за неиспользованный билет денежных средств зависят от того, по каким причинам посетитель отказался от посещения зрелищного мероприятия.

Если причина отказа связана с болезнью посетителя.

В случае отказа посетителя от посещения зрелищного мероприятия в связи с болезнью к заявлению о возврате прилагаются следующие документы (п. 25 Правил):

  • оригинал неиспользованного билета либо распечатанные копии неиспользованного электронного билета, а также копия электронного кассового чека;

  • копия листка нетрудоспособности либо справки (медицинского заключения), выданных медицинской организацией в соответствии с законодательством РФ и подтверждающих факт заболевания посетителя, препятствующего посещению им зрелищного мероприятия.

Стоит отметить, что заявление должно быть подано не позднее дня проведения зрелищного мероприятия. Если в этот срок невозможно представить больничный лист (медицинскую справку), то его можно подать позднее – в течение 14 дней со дня проведения зрелищного мероприятия (п. 27 Правил).

С учетом того, что документы, подтверждающие болезнь посетителя, могут поступить не сразу с заявлением, срок рассмотрения такого заявления (при необходимости) может быть увеличен с 10 до 30 дней. При этом он исчисляется со дня поступления в организацию культуры документов в полном объеме (п. 29 Правил).

При принятии положительного решения по заявлению о возврате билета в связи с болезнью посетителю возмещается полная стоимость билета (п. 32 Правил).

Отказать в возврате денежных средств за неиспользованный билет организация культуры может в следующих случаях (п. 34 Правил):

1) билет является недействительным (поддельным);

2) не соблюдены сроки подачи заявления о возврате билета и прилагаемых к нему документов;

3) представленные документы содержат недостоверную информацию;

4) билет приобретен после начала у посетителя болезни, препятствующей посещению им зрелищного мероприятия.

Если причина отказа связана со смертью члена семьи или близкого родственника посетителя.

В случае отказа посетителя от посещения зрелищного мероприятия в связи со смертью члена его семьи или близкого родственника к заявлению о возврате прилагаются следующие документы (п. 38 Правил):

а) оригинал неиспользованного билета либо распечатанные копии неиспользованного электронного билета, а также копия электронного кассового чека;

б) копия свидетельства о смерти лица, являвшегося членом семьи посетителя или его близким родственником, либо копия свидетельства (справки) о смерти такого лица, выданного отделом записи актов гражданского состояния;

в) копии документов, подтверждающих, что умершее лицо являлось членом семьи посетителя (супругом (супругой), отцом, матерью, сыном или дочерью (усыновителем или усыновленным)) либо близким родственником посетителя (дедушкой, бабушкой, внуком (внучкой), полнородными и неполнородными братом или сестрой).

Заявление должно быть представлено не позднее дня проведения зрелищного мероприятия. При невозможности подачи в этот срок документов, подтверждающих смерть гражданина и его родство с посетителем, отводится еще 14 дней со дня проведения зрелищного мероприятия (п. 40 Правил).

В связи с этим общий срок рассмотрения заявлений (10 дней) при указанных обстоятельствах может быть продлен до 20 дней. При этом он начинает исчисляться со дня, когда собраны и представлены все необходимые документы (п. 42 Правил).

При принятии положительного решения по заявлению о возврате билета в связи со смертью члена семьи посетителя или его близкого родственника возмещается полная стоимость билета (п. 45 Правил).

Решение об отказе в возврате денежных средств за неиспользованный билет организация культуры может принять в следующих случаях (п. 47 Правил):

1) билет является недействительным (поддельным);

2) не соблюдены сроки подачи заявления о возврате билета и прилагаемых к нему документов;

3) представленные документы содержат недостоверную информацию;

4) смерть члена семьи посетителя или его близкого родственника наступила ранее 14 дней до дня проведения зрелищного мероприятия или позднее дня его проведения;

5) смерть члена семьи посетителя или его близкого родственника наступила до даты приобретения билета посетителем.

Если посетитель отказался от посещения зрелищного мероприятия по иным причинам

Если причины отказа от посещения зрелищного мероприятия не связаны с болезнью посетителя или смертью члена его семьи (близкого родственника), то к заявлению на возврат билета следует приложить только оригинал неиспользованного билета, а при возврате электронного билета – его распечатанную копию, а также копию электронного кассового чека (п. 7 Правил).

Размер денежных средств, подлежащих возврату за неиспользованный билет, зависит от даты возврата неиспользованного билета. Согласно п. 13 Правил, ст. 52.1 Основ законодательства Российской Федерации о культуре[1], если билет возвращен:

  • не позднее чем за 10 дней до дня проведения мероприятия – посетитель вправе получить 100 % цены билета;

  • менее чем за 10 дней, но не позднее чем за 5 дней до дня проведения мероприятия – посетитель может получить не менее 50 % цены билета;

  • менее чем за 5 дней, но не позднее чем за 3 дня до дня проведения мероприятия – посетителю возвращается не менее 30 % цены билета.

Отказать в возврате денежных средств за неиспользованный билет организация культуры может в следующих случаях (п. 16 Правил):

1) билет является недействительным (поддельным);

2) заявление о возврате билета и неиспользованный билет представлены в организацию исполнительских искусств или музей менее чем за 3 дня до дня проведения мероприятия;

3) билет (за исключением именного) был приобретен в рамках специальных программ и акций, предусматривающих особые условия приобретения билетов (в том числе льготы, скидки);

4) способ и алгоритм подачи заявления о возврате и приложенных к нему документов противоречат Правилам.

При возврате абонементов (электронных абонементов), в том числе именных, необходимо учитывать следующие требования (п. 48, 49 Правил):

  • абонементы реализуются на специальных условиях, которые не предполагают возможность выделения стоимости одного зрелищного мероприятия, входящего в абонемент, и не предусматривают право посетителя отказаться от оплаты одного из мероприятий, входящих в абонемент;

  • возврат полной стоимости абонемента в случае его возврата при отказе от посещения зрелищного мероприятия в связи с болезнью посетителя либо смертью лица, являвшегося членом его семьи или близким родственником, осуществляется, если указанные обстоятельства наступили не позднее дня проведения первого зрелищного мероприятия, входящего в абонемент;

  • собственным порядком возврата организация культуры может установить право посетителя на возврат частичной стоимости абонемента при отказе от посещения второго или последующих предусмотренных абонементом зрелищных мероприятий в связи с документально подтвержденными обстоятельствами, связанными с болезнью посетителя либо смертью лица, являвшегося членом его семьи или близким родственником, если указанные обстоятельства наступили не позднее дня проведения второго или соответственного последующего зрелищного мероприятия, входящего в абонемент.

Порядок переоформления именных билетов.

В соответствии с п. 17 Правил посетитель, который приобрел именной билет на проводимое организацией исполнительских искусств или музеем зрелищное мероприятие, вправе обратиться в названные организации не позднее 10 дней до дня проведения зрелищного мероприятия с заявлением о переоформлении именного билета. Его форма утверждается Минкультуры.

При представлении заявления о переоформлении также нужно предъявить документ, удостоверяющий личность посетителя, сведения о котором указаны в именном билете. При подаче заявления представитель посетителя предъявляет документ, удостоверяющий личность представителя, и документ, подтверждающий законное представительство, или оформленную надлежащим образом доверенность. Кроме того, к заявлению прилагается согласие на обработку персональных данных лица, на которое переоформляется именной билет.

При этом, если посетитель, сведения о котором указаны в именном билете, и лицо, на которое переоформляется именной билет, относятся к льготной категории граждан, к заявлению также прикладываются документы, подтверждающие их право на льготу.

Именной билет, приобретенный в рамках специальных программ и акций, предусматривающих особые условия приобретения билетов, переоформляется без дополнительной платы. При этом, если именной билет был приобретен по льготной цене (для льготной категории граждан), он может быть переоформлен только на лицо, имеющее право на указанную льготу, и стоимость льготного билета для лица, на которое переоформляется билет, должна быть равна стоимости льготного билета лица, указанного в билете, предъявляемом на переоформление. В случае если стоимость льготного билета превышает стоимость льготного билета лица, указанного в билете, предъявляемом на переоформление, переоформление возможно только при условии оплаты посетителем разницы между льготной стоимостью старого и нового билетов (п. 20 Правил).

Согласно п. 21 Правил переоформление именного билета осуществляется организацией исполнительских искусств или музеем в день подачи заявления о переоформлении при соблюдении посетителем вышеназванных требований.

Стоит отметить, что эти требования в полной мере распространяются и на переоформление именных абонементов и экскурсионных путевок.

* * *

Итак, Правила устанавливают порядок возврата билетов, абонементов и экскурсионных путевок (в том числе электронных и именных) в случае отказа посетителя от посещения зрелищного мероприятия по следующим причинам:

  • болезнь посетителя;

  • смерть члена его семьи или близкого родственника;

  • иные причины.

Согласно Правилам возможность возврата денежных средств за неиспользованный билет (абонемент, экскурсионную путевку), а также их размер зависят зачастую не только от причин возврата, но и от сроков подачи заявлений и прилагаемых к ним документов.

Помимо порядка возврата билетов (абонементов, экскурсионных путевок) данный документ устанавливает общие требования к переоформлению именных бланков.

Организации исполнительских искусств и музеи с учетом Правил разрабатывают собственный порядок возврата (переоформления) билетов, абонементов и экскурсионных путевок при условии, что установленные в нем требования не завышены по сравнению с общими требованиями (и тем самым не ущемлены права посетителей).


[1] Утверждены ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1.