Автор: Гусев А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Постановлением Правительства РФ от 17.08.2020 № 1235 утвержден новый стандарт внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, регламентирующий правила проведения плановых и внеплановых проверок, ревизий и обследований (далее – контрольное мероприятие), а также порядок оформления их результатов в рамках реализации органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля полномочий по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (далее – Стандарт № 1235).

Общие положения

В ходе контрольного мероприятия могут осуществляться контрольные действия, а также организовываться экспертизы. При этом к контрольным действиям при проведении контрольных мероприятий относятся (п. 19 Стандарта № 1235):

  • контрольные действия по документальному изучению в отношении финансовых, бухгалтерских, отчетных документов, документов о планировании и об осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и иных документов, содержащих информацию о деятельности объекта контроля (в том числе документов, полученных в ходе встречных проверок, обследований и (или) на основании официальных запросов от иных организаций), данных информационных систем, в том числе информационных систем объекта контроля, путем анализа и оценки полученной из них информации с учетом информации по устным и письменным объяснениям, справкам и сведениям должностных, материально ответственных и иных лиц объекта контроля;

  • контрольные действия по фактическому изучению путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, контрольных обмеров и осуществления других действий по контролю, в том числе исследований, испытаний, измерений и иных требующих специальных знаний (навыков) контрольных действий.

Напомним, что под осмотром понимается визуальное обследование объектов (выполненных объемов работ, помещений, основных средств, материальных запасов) в целях получения информации по предмету и вопросам контрольного мероприятия с проведением при необходимости фото– и видеофиксации результатов осмотра.

Инвентаризацией считается проверка наличия имущества объекта контроля и состояния его финансовых обязательств на определенную дату путем сличения фактических данных с данными бухгалтерского учета.

Под наблюдением подразумевается отслеживание процесса или процедуры, выполняемых работниками (должностными лицами) объекта контроля (наблюдение за пересчетом материальных запасов, отслеживание выполнения процедур, по которым не остается документальных свидетельств).

Под пересчетом понимается проверка точности арифметических расчетов в первичных документах, бухгалтерских записях либо выполнение самостоятельных расчетов на основании правовых актов, устанавливающих порядок определения стоимости товаров (работ, услуг), и данных, полученных по результатам контрольных обмеров (осмотров), отличных от данных первичных документов.

Контрольные обмеры – это совокупность форм и методов проведения оценки и установления достоверности объемов выполненных работ (строительно-монтажных, ремонтных, реставрационных, пусконаладочных и прочих работ), а также качества и количества фактически использованных материалов и установленного оборудования.

Перечень типовых вопросов, подлежащих изучению в ходе контрольных мероприятий, и подходы к осуществлению контрольных действий при изучении таких типовых вопросов в ходе контрольных мероприятий могут устанавливаться ведомственными стандартами органа контроля.

В ходе подготовки и проведения контрольного мероприятия должностными лицами органа контроля могут направляться запросы объекту контроля. Данный запрос (за исключением запроса о представлении пояснений и запроса о предоставлении доступа к информационным системам) должен содержать перечень вопросов, по которым необходимо представить документы и (или) информацию и материалы, перечень истребуемых документов и (или) информации и материалов, а также срок их представления, который должен составлять:

  • 10 рабочих дней со дня получения запроса объектом контроля при проведении камеральной проверки;

  • не менее 3 рабочих дней со дня получения запроса объектом контроля при проведении выездной проверки (ревизии), обследования, встречной проверки.

Истребуемые документы, информация и материалы направляются в электронном виде (за исключением случаев, когда органом контроля установлена необходимость представления документов на бумажном носителе):

  • в орган контроля – при проведении камеральной проверки;

  • руководителю проверочной (ревизионной) группы или уполномоченному на проведение контрольного мероприятия должностному лицу – при проведении выездной проверки (ревизии), обследования, встречной проверки.

При проведении камеральной проверки документы на бумажном носителе представляются в орган контроля уполномоченным представителем (должностным лицом) объекта контроля или направляются заказным письмом. При проведении выездной проверки (ревизии), обследования, встречной проверки документы на бумажном носителе представляются руководителю проверочной (ревизионной) группы или уполномоченному на проведение контрольного мероприятия должностному лицу представителем (должностным лицом) объекта контроля. На бумажном носителе представляются подлинники документов или заверенные объектом контроля копии в установленном порядке.

Истребуемые в электронном виде документы, информация и материалы представляются с сопроводительным письмом за подписью руководителя (уполномоченного лица) объекта контроля одним из следующих способов:

  • по официальной электронной почте объекта контроля;

  • на съемном носителе информации;

  • путем предоставления доступа к информационным ресурсам объекта контроля, содержащим данные по теме контрольного мероприятия и перечню основных вопросов, подлежащих изучению в ходе контрольного мероприятия;

  • иным способом с применением автоматизированных информационных систем, свидетельствующим о дате представления документов.

Согласно п. 5 Стандарта № 1235 запрос о представлении пояснений объектом контроля должен содержать информацию о выявленных ошибках и (или) противоречиях в представленных объектом контроля документах, признаках нарушений в совершенных объектом контроля действиях либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у органа контроля документах, государственных и муниципальных информационных системах и (или) полученным от иных государственных или муниципальных органов, или вопросы по теме контрольного мероприятия, а также срок их представления, который должен составлять не менее 1 рабочего дня со дня получения запроса объектом контроля.

Запрос о предоставлении доступа к информационным системам, владельцем или оператором которых является объект контроля, должен содержать наименования таких систем, перечень должностных лиц органа контроля, которым необходимо предоставить доступ, и срок получения доступа, который должен составлять не менее 3 рабочих дней со дня получения запроса объектом контроля.

При непредоставлении (предоставлении не в полном объеме) или несвоевременном предоставлении объектами контроля доступа к информационным системам, владельцем или оператором которых является объект контроля, непредставления информации, документов, материалов и пояснений, указанных в запросе объекту контроля, составляется соответствующий акт, срок составления которого не может превышать 3 рабочих дней после установленного срока предоставления соответствующего доступа, непредставления информации, документов, материалов и пояснений.

Напомним, что при проведении контрольных мероприятий может быть назначена экспертиза. Ее поручают провести независимому эксперту или иному специалисту. По результатам экспертизы специалистом составляется экспертное заключение. Если специалист не может дать обоснованное и объективное мнение по одному или нескольким вопросам (частям вопросов) экспертизы, то он указывает это в своем экспертном заключении с обоснованием соответствующих причин. Экспертное заключение по результатам проведения экспертизы прилагается к акту, заключению, оформленным по результатам контрольного мероприятия.

Результаты контрольных действий по фактическому изучению деятельности объекта контроля оформляются соответствующими актами.

После проведения всех контрольных действий, предусмотренных п. 19 Стандарта № 1235, руководитель контрольного мероприятия подготавливает, подписывает справку о завершении контрольных действий и направляет ее объекту контроля в порядке, предусмотренном п. 9 Стандарта № 1235.

Контрольное мероприятие может быть неоднократно приостановлено по решению руководителя (заместителя руководителя) органа контроля в форме приказа (распоряжения) на основании мотивированного обращения руководителя контрольного мероприятия. На время приостановления контрольного мероприятия течение его срока прерывается. Контрольное мероприятие приостанавливается (п. 26 Стандарта № 1235):

  • на период проведения встречных проверок и (или) обследований;

  • на период проведения проверок, осуществляемых в соответствии с п. 2 ст. 266.1 БК РФ в процессе проверки главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета, получателей бюджетных средств, заключивших договоры (соглашения) о предоставлении средств из бюджета бюджетной системы РФ;

  • при наличии нарушения объектом контроля требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе по хранению первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторских заключений о ней, которое делает невозможным дальнейшее проведение контрольного мероприятия, – на период восстановления объектом контроля документов, необходимых для проведения контрольного мероприятия, а также приведения объектом контроля документов учета и отчетности в состояние, позволяющее проводить их изучение в ходе контрольного мероприятия;

  • на период организации и проведения экспертиз;

  • на период рассмотрения запроса органа контроля компетентными государственными органами, в том числе органами государств – членов Евразийского экономического союза или иностранных государств, а также иными юридическими и физическими лицами, обладающими информацией и документами, необходимыми для проведения контрольного мероприятия;

  • на период непредставления (неполного представления) объектом контроля документов и информации или воспрепятствования объектом контроля проведению контрольного мероприятия;

  • на период осуществления объектом контроля действий по приемке товаров (работ, услуг) в соответствии с условиями государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов;

  • при наличии обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее проведение контрольного мероприятия по причинам, не зависящим от должностных лиц органа контроля, включая наступление обстоятельств непреодолимой силы.

Обратите внимание: общий срок приостановлений контрольного мероприятия не может составлять более 2 лет.

Пункт 29 Стандарта № 1235 устанавливает случаи прекращения контрольного мероприятия, к которым относятся:

  • ликвидация (упразднение) объекта контроля;

  • неосуществление объектом контроля в проверяемом периоде деятельности в соответствии с темой контрольного мероприятия;

  • невозможность проведения контрольного мероприятия по истечении предельного периода приостановления контрольного мероприятия.

Решения о возобновлении проведения контрольного мероприятия и о прекращении контрольного мероприятия также принимаются в форме приказа (распоряжения) органа контроля после получения органом контроля сведений об устранении причин приостановления контрольного мероприятия. Копии таких решений, а также решения о приостановлении контрольного мероприятия в обязательном порядке направляются объекту контроля в порядке, предусмотренном п. 9 Стандарта № 1235.

В ходе контрольного мероприятия руководитель контрольного мероприятия осуществляет контроль за своевременностью и полнотой проведения контрольных действий, в том числе в форме самоконтроля, и исполнения специалистом поручения на проведение экспертизы.

Проведение камеральной проверки

Камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля. Срок проведения камеральной проверки составляет не более 30 рабочих дней со дня получения от объекта контроля в полном объеме информации, документов и материалов, представленных по запросу органа контроля.

Отметим, что данный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) органа контроля. При этом общий срок проведения камеральной проверки с учетом всех продлений срока ее проведения не может составлять более 50 рабочих дней.

В ходе камеральной проверки могут быть назначены обследования, а также встречные проверки.

Выездная проверка (ревизия)

В отличие от камеральной проверки, выездная проверка (ревизия) проводится по месту нахождения объекта контроля. Для доступа на территорию или в помещение объекта контроля члены проверочной (ревизионной) группы (уполномоченное на проведение контрольного мероприятия должностное лицо) обязаны предъявлять служебные удостоверения и копию решения о назначении контрольного мероприятия.

Срок проведения выездной проверки (ревизии) должен составлять не более 40 рабочих дней. При этом он может быть продлен на не более 20 рабочих дней на основании мотивированного обращения руководителя контрольного мероприятия. При этом общий срок проведения выездной проверки (ревизии) с учетом всех продлений срока ее проведения не может составлять более 60 рабочих дней. Отметим, что продлевать выездную проверку (ревизию) возможно исключительно в следующих случаях:

  • получение в ходе выездной проверки (ревизии), в том числе от правоохранительных органов, иных государственных органов либо из иных источников информации, сведений, свидетельствующих о наличии у объекта контроля нарушений законодательства и иных нормативных правовых актов, отнесенных к полномочиям органа контроля, и требующих дополнительного изучения;

  • наличие обстоятельств, которые делают невозможным дальнейшее проведение выездной проверки (ревизии) по причинам, не зависящим от должностных лиц органа контроля, в том числе обстоятельств непреодолимой силы (например, затопление, наводнение, пожар, землетрясение) на территории проведения выездной проверки (ревизии);

  • значительный объем проверяемых и анализируемых документов, которые не представлялось возможным установить при подготовке к проведению контрольного мероприятия.

В ходе выездной проверки (ревизии) могут быть назначены обследования, а также встречные проверки.

Обследование

Порядок проведения обследований регламентирован п. 26 – 32, 37, 39, 41 и 42 Стандарта № 1235. В ходе обследования проводятся исследования, осмотры, инвентаризации, наблюдения, испытания, измерения, контрольные обмеры и другие действия по контролю для определения состояния определенной сферы деятельности объекта контроля.

Срок проведения обследований, назначенных в рамках камеральных проверок или выездных проверок (ревизий), не может превышать 20 рабочих дней, иных обследований – 40 рабочих дней.

Заключение, оформленное по результатам обследования, прилагается к акту камеральной проверки или выездной проверки (ревизии), в рамках которых проведено обследование.

Встречные проверки

Встречная проверка проводится в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля. Объект встречной проверки представляет своевременно и в полном объеме должностным лицам органа контроля по их запросам информацию, документы, материалы и пояснения в устной и письменной формах, необходимые для проведения встречной проверки, предоставляет им допуск в помещения и на территории, которые занимает объект встречной проверки, а также доступ к информационным системам, владельцем или оператором которых является объект встречной проверки.

Порядок проведения встречных проверок регламентирован п. 26 – 32, 37, 39, 41 и 42 Стандарта № 1235. Срок проведения встречных проверок не может превышать 20 рабочих дней. Срок продления встречных проверок не может превышать 15 рабочих дней.

Результаты встречной проверки оформляются актом, который прилагается к материалам камеральной проверки или выездной проверки (ревизии), в рамках которых проведена встречная проверка.

Оформление результатов контрольного мероприятия

В силу п. 48 Стандарта № 1235 результаты камеральных и выездных проверок (ревизий), встречных проверок, обследований оформляются в срок не более 15 рабочих дней со дня окончания контрольных действий, результаты иных обследований – не позднее последнего дня срока проведения обследований.

Оформление результатов контрольного мероприятия предусматривает:

1. Изложение в акте, заключении результатов контрольного мероприятия. При таком изложении должны быть обеспечены:

  • объективность, обоснованность, системность, доступность и лаконичность (без ущерба для содержания);

  • четкость формулировок описания содержания выявленных нарушений;

  • логическая и хронологическая последовательность излагаемого материала в рамках каждого проверяемого вопроса;

  • изложение фактических данных только на основе документов (информации, сведений), изученных членами проверочной (ревизионной) группы или уполномоченным на проведение контрольного мероприятия должностным лицом, при наличии исчерпывающих ссылок на них, а также фактических данных на основании контрольных действий по фактическому изучению деятельности объекта контроля в рамках полномочий органа контроля.

Текст акта, заключения не должен содержать (п. 51 Стандарта № 1235):

  • информацию, не имеющую отношения к теме контрольного мероприятия и (или) не соответствующую проверяемому (обследуемому) периоду (если такая информация не является необходимой для понимания сути нарушений, выявленных в пределах компетенции органа контроля);

  • выводы, сведения и информацию, не подтвержденные доказательствами, заверенными копиями документов, фото-, видеозаписями и иными средствами фиксации;

  • морально-этическую оценку действий должностных лиц и сотрудников объекта контроля.

Кроме того, при составлении акта, заключения должны соблюдаться следующие требования:

  • результаты контрольного мероприятия должны излагаться последовательно в соответствии с вопросами, указанными в приказе (распоряжении) органа контроля о назначении контрольного мероприятия, в объеме, необходимом для формирования выводов по результатам проведения контрольного мероприятия;

  • в описании каждого нарушения должны быть отражены положения законодательных и иных нормативных правовых актов, правовых актов, являющихся основаниями предоставления бюджетных средств, которые нарушены, периоды, в которых нарушение допущено, описание, в чем конкретно выразилось нарушение, сумма нарушения (при наличии);

  • при выявлении однородных нарушений может быть дана их обобщенная характеристика (детальная информация обо всех выявленных нарушениях может формироваться с использованием приложений к акту, заключению, если это определено ведомственным стандартом органа контроля);

  • в тексте акта, заключения специальные термины и сокращения должны быть объяснены;

  • при необходимости изложения большого объема информации в тексте акта, заключении или приложениях могут использоваться наглядные средства (фотографии, рисунки, таблицы, графики и др.).

Суммы выявленных нарушений указываются по каждому нарушению раздельно по годам, в которых допущены нарушения, видам средств (в том числе бюджетные средства, средства, предоставленные из бюджета), кодам бюджетной классификации РФ (для финансовых органов, главных распорядителей (распорядителей, получателей) бюджетных средств, главных администраторов (администраторов) доходов бюджета бюджетной системы РФ, главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита бюджета), видам объектов государственной (муниципальной) собственности и формам их использования.

Суммы выявленных нарушений указываются в валюте РФ (в рублях и копейках). Показатели, выраженные в иностранной валюте, приводятся в этой иностранной валюте, а также в валюте РФ (в сумме в рублях и копейках), определенной по официальному курсу этой иностранной валюты к рублю, установленному ЦБ РФ на дату совершения соответствующих операций.

Составляемые в ходе контрольных проверок акты и заключения могут дополняться следующими приложениями:

  • акт встречной проверки (в случае ее проведения в рамках камеральной проверки, выездной проверки (ревизии));

  • заключение по результатам обследования (в случае проведения такого обследования в рамках камеральной проверки, выездной проверки (ревизии));

  • ведомости, сводные ведомости (при их наличии);

  • экспертные заключения;

  • иные документы, подтверждающие результаты контрольного мероприятия.

Выявленные в ходе контрольного мероприятия нарушения должны подтверждаться соответствующими документами или их копиями, фото-, видео-, аудиозаписями и иными материалами. В случае если выявленные в ходе контрольного мероприятия нарушения подтверждаются копиями соответствующих документов объекта контроля, такие копии заверяются надписью: «Копия верна» и подписью руководителя объекта контроля (иного уполномоченного лица). Копии электронных документов (за исключением документов, размещенных в государственных информационных системах) заверяются электронной подписью, распечатываются на бумажном носителе и заверяются в порядке, установленном органом контроля для заверения бумажных копий электронных документов.

В случае если копии электронных документов представлены объектом контроля на цифровых носителях, обеспечивающих сохранность и неизменность содержащейся на них информации, дополнительное заверение таких документов не требуется.

2. Подписание акта, заключения руководителем контрольного мероприятия. Акт, заключение составляются в одном экземпляре и подписываются руководителем контрольного мероприятия.

Копия акта, заключения вручается руководителю объекта контроля, его уполномоченному представителю или направляется объекту контроля в порядке, предусмотренном п. 9 Стандарта № 1235.

Обратите внимание: не допускается внесение в акт, заключение каких-либо изменений на основании замечаний (возражений, пояснений) руководителя и (или) иных уполномоченных должностных лиц объекта контроля и дополнительно представляемых ими по окончании контрольного мероприятия информации и документов (п. 58 Стандарта № 1235).

Объекты контроля вправе представить письменные замечания (возражения, пояснения) на акт (за исключением акта, составленного по результатам встречной проверки), заключение (за исключением составленного по результатам обследования, назначенного в соответствии с п. 36 и 42 Стандарта № 1235).

Указанные разногласия подлежат рассмотрению в течение 15 рабочих дней со дня получения копии акта, копии заключения, в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 23.07.2020 № 1095 «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований».

Также отметим, что в случае несогласия с результатами контрольного мероприятия объект проверки может их обжаловать в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 17.08.2020 № 1237 «Об утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц».

* * *

В заключение укажем, что положения Стандарта № 1235 должны применяться в отношении контрольных мероприятий, начатых после 24.08.2020. Формы актов и заключений будут обновлены с 2021 года.