27.10.2020

ссылка на статью: бухвести.рф/140766

Организация распределяет общехозяйственные расходы в бухгалтерском учете пропорционально объему выручки. База распределения собирается со следующих счетов: 90.01.1 "Выручка по деятельности с основной системой налогообложения", 91.01 "Прочие доходы", 86.01 "Целевое финансирование из бюджета средства ОМС". Полученная сумма уменьшается на суммы, которые учтены на счетах 90.03 и 91.02 "НДС". Счет 86.01 включается в расчет, так как организация работает, помимо коммерческой деятельности, в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС). Представляется логичным также учитывать и обороты по счету 91.01 (учитываются все виды доходов) исходя из того, что они подлежат налогообложению по налогу на прибыль.
Верно ли принято решение при распределении включать в расчет счет 91? Если верно, то достаточно ли будет отразить описанный выше механизм распределения общехозяйственных расходов в учетной политике?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В бухгалтерском учете общехозяйственные расходы полежат распределению между видами деятельности в соответствии с самостоятельно разработанной методикой их распределения, закрепленной в учетной политике Организации для целей бухгалтерского учета.
В анализируемой ситуации Организации следует самостоятельно разработать методику распределения общехозяйственных расходов между видами деятельности, закрепив ее в учетной политике для целей бухгалтерского учета. При этом считаем возможным включить в базу для определения пропорции прочие доходы, учитываемые на счете 91.
Полагаем, что Организации будет достаточно отразить принятый ею механизм распределения общехозяйственных расходов в учетной политике. Учитывая тот факт, что распределение ОХР в бухгалтерском учете не влияет на налогообложение, считаем маловероятным возникновение претензий со стороны налоговых органов.

Обоснование позиции:
Правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, установлены ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99).
Согласно п. 8 ПБУ 10/99 при формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по экономическим элементам, к которым относятся материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие затраты. Для целей управления в бухгалтерском учете учет расходов организуется по статьям затрат. Перечень статей затрат организация устанавливает самостоятельно.
Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее - Инструкция), предусмотрено, что для обобщения информации о расходах для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом, предназначен счет 26 "Общехозяйственные расходы". В частности, на этом счете могут быть отражены: административно-управленческие расходы; расходы на содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом; амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения; арендная плата за помещения общехозяйственного назначения; расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и т.п. услуг; другие аналогичные по назначению управленческие расходы.
В случае если Организация осуществляет несколько видов деятельности, общехозяйственные расходы фактически осуществляются для обеспечения возможности ведения всех видов деятельности. Поэтому Организации следует обеспечить распределение всех осуществляемых ей ОХР между видами деятельности.
Распределять ОХР можно пропорционально начисленной заработной плате рабочих, занятых в различных видах деятельности; сумме прямых затрат, связанных с содержанием того или иного производства; пропорционально выручке, пропорционально площадям и т.д. Выбранный порядок распределения указанных расходов должен быть закреплен в учетной политике Организации для целей бухгалтерского учета.
Нами не обнаружено нормативных актов и методических указаний по бухгалтерскому учету, определяющих конкретный порядок распределения ОХР между видами оказываемых Организацией услуг. Соответственно, указанный порядок (включая базу для распределения ОХР) должен быть разработан Организацией самостоятельно (исходя из нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учету и Международных стандартов финансовой отчетности) и закреплен в учетной политике для целей бухгалтерского учета (ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", письмо ФФОМС от 23.07.2013 N 5423/21-и).
Отметим, что НК РФ не входит в состав законодательства РФ о бухгалтерском учете (ст. 4 Закона N 402-ФЗ) и не регулирует правила ведения бухгалтерского учета. Соответственно, организации не обязаны (но вправе) применять установленный п. 1 ст. 272 НК РФ порядок распределения ОХР в бухгалтерском учете.
Поэтому в рассматриваемой ситуации Организации следует самостоятельно разработать методику распределения общехозяйственных расходов между видами деятельности, закрепив ее в учетной политике для целей бухгалтерского учета. При этом считаем возможным включить в базу для определения пропорции прочие доходы, учитываемые на счете 91.
Следует заметить, что для целей распределения "входного" НДС, приходящегося на ОХР, финансовое ведомство предлагает определять пропорцию исходя из всех доходов, являющихся выручкой от реализации товаров (работ, услуг), независимо от того, на каких счетах бухгалтерского учета отражаются указанные доходы - на счете 90 "Продажи" или на счете 91 "Прочие доходы и расходы" (письма Минфина России от 10.03.2005 N 03-06-01-04/133, от 27.10.2011 N 03-07-08/298).
Полагаем, что Организации будет достаточно отразить принятый ею механизм распределения общехозяйственных расходов в учетной политике. Учитывая тот факт, что распределение ОХР в бухгалтерском учете не влияет на налогообложение, считаем маловероятным возникновение претензий со стороны налоговых органов.

К сведению:
Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: Организация оказывает платные медицинские услуги физическим лицам, а также оказывает медицинскую помощь в рамках обязательного медицинского страхования, не облагаемую налогом на прибыль. Организацией зарегистрировано несколько обособленных подразделений (медицинских центров) в разных регионах РФ, не выделенных на отдельный баланс и не имеющих расчетных счетов. Критерием распределения общехозяйственных расходов в бухгалтерском учете выбран фонд оплаты труда. Будет ли являться это нарушением при условии, что в налоговом учете базой распределения является выручка от реализации? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2019 г.)
- Вопрос: Организация (ООО) оказывает платные медицинские услуги физическим лицам, а также оказывает медицинскую помощь в рамках ОМС (не осуществляет некоммерческой деятельности). Организацией зарегистрировано несколько обособленных подразделений (медицинских центров) в разных регионах РФ, не выделенных на отдельный баланс и не имеющих расчетных счетов. Система налогообложения - общая. Вправе ли организация распределять общехозяйственные расходы между коммерческой деятельностью и деятельностью по ОМС пропорционально доле соответствующего дохода (поступления) в суммарном объеме всех доходов (поступлений) налогоплательщика, закрепив этот принцип в учетной политике? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2019 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Буланцов Михаил

Ответ прошел контроль качества

14 октября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.