Автор: Ольга Толоконникова, старший бухгалтер-консультант Линии консультаций компании «ГЭНДАЛЬФ»

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», июль 2020 г.

Продолжаем разбирать различные случаи, когда требуется принять к учету основное средство в «1С:Бухгалтерии 8». Начало в выпуске «Прогрессивного бухгалтера» № 3, март 2020.

Принятие на учет малоценного имущества

Довольно часто в практике бухгалтера возникает ситуация, когда необходимо принять на учет малоценное имущество и отразить его в составе МПЗ (абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01). Тогда встает вопрос: какими документами можно оформить эту операцию в информационной базе «1С:Бухгалтерия 8», ред. 3.0, чтобы она была отражена корректно? Документы по принятию к учету ОС («Поступление ОС» и «Принятие к учету») в данном случае не подходят, так как они работают со счетом 01 «Основные средства» и у пользователя не получится отразить «малоценку» как материально-производственный запас на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

Чтобы верно ввести в эксплуатацию такой актив в качестве МПЗ, в программе необходимо оформить операцию последовательно несколькими документами.

Сначала отражаем поступление малоценного имущества документом «Поступление (акт, накладная)» с видом операции документа «Товары (накладная)» в разделе «Покупки» – «Поступление (акты, накладные)». Но следует сразу обратить внимание, что как элемент справочника «Номенклатура» актив создается с видом номенклатуры «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» (рис. 1). Помимо этого, в колонке «Счет учета» необходимо указать счет 10.09 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности».

Рис. 1

Следующим шагом будет передача малоценного имущества в эксплуатацию. Для этого оформляем документ «Передача материалов в эксплуатацию» (раздел «Склад» – подраздел «Спецодежда и инвентарь») (рис.2). Немаловажно снова обратить внимание на счет учета – 10.09, иначе в документе сформируются проводки без суммы актива.

Рис. 2

Обратите внимание, что при проведении образуется проводка по дебету забалансового счета МЦ.04 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности в эксплуатации» (рис. 3).

Рис. 3

Для контроля за движением имущества, переданного в эксплуатацию, можно использовать отчет «Оборотно-сальдовая ведомость» по забалансовому счету МЦ.04 (раздел «Отчеты» – «Оборотно-сальдовая ведомость по счету»).

В дальнейшем при списании этого малоценного имущества необходимо оформить документ «Списание материалов из эксплуатации» (раздел «Склад» – подраздел «Спецодежда и инвентарь»).

Приобретение основного средства, бывшего в эксплуатации

Помимо операций по оформлению поступления малоценного имущества, на практике возникает ситуация, когда приобретаемое ОС уже было ранее в эксплуатации и дополнительные расходы на его приобретение нужно включить в стоимость этого актива. Рассмотрим поступление в организацию такого основного средства.

Оформлять операцию требуется стандартно с помощью документа «Приобретение ОС» и отражать его в составе внеоборотных активов. Для этого создаем документ «Поступление оборудования» (документ «Поступление (акт, накладная)» с видом операции «Оборудование»). В справочнике «Номенклатура» необходимо создать внеоборотный актив с видом номенклатуры «Оборудование (объекты основных средств)».

При проведении документа формируются проводки по отражению ОС по дебету счета 08.04.1 «Приобретение компонентов основных средств» (рис. 4).

Рис. 4

Что касается дополнительных расходов, например, доставки, то их необходимо включить в первоначальную стоимость основного средства. Такая операция оформляется документом «Поступление допрасходов» (раздел «ОС и НМА» – «Поступление оборудования») Данный документ предназначен для отражения услуг сторонних организаций, затраты на которые включаются в стоимость товаров. На закладке «Главное» необходимо отразить сумму расходов, а на закладке «Товары» указать сам приобретаемый актив (рис.5).

Рис. 5

При проведении документа сумма дополнительных расходов будет включена в стоимость ОС, что можно увидеть по проводкам.

Введение в эксплуатацию основного средства и его отражение на счете 01 «Основные средства» оформляется в программе документом «Принятие к учету ОС» (раздел «ОС и НМА» – «Принятие к учету ОС»).

В «Принятии к учету ОС» на закладке «Внеоборотный актив» в поле «Оборудование» нужно выбрать из справочника «Номенклатура» приобретенный объект, который вводится в эксплуатацию, а в поле «Счет» указать счет 08.04.1 «Приобретение компонентов основных средств» для корректного формирования проводок.

Обратите внимание, что при проведении документа формируются не только проводки (закладка «Бухгалтерский и налоговый учет»), но и движения по регистрам сведений (соответствующие закладки), необходимые для дальнейшего учета основных средств. Таким образом, актив отражен в составе основных средств.