Автор: Мухин С.Р., эксперт журнала

Журнал "Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение" № 7/2020

При заключении договора стороны определяют условия сделки, в том числе порядок расчетов. Право на предварительную оплату товара установлено гражданским законодательством. Так, в соответствии со ст. 487 ГК РФ в случаях, когда договором купли-продажи предусмотрена обязанность покупателя оплатить товар полностью или частично до передачи его продавцом (предварительная оплата), покупатель должен внести плату в срок, определенный договором, а если такой срок договором не определен – в разумный срок после возникновения обязательства.

В статье расскажем, какой размер авансов вправе установить бюджетное учреждение здравоохранения при заключении госконтрактов по закупкам товаров, работ, услуг.

Размеры авансов в 2020 году.

Большое количество государственных (муниципальных) медицинских учреждений имеет статус бюджетных. Такие учреждения в своей деятельности руководствуются правилами, установленными для соответствующих получателей бюджетных средств нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления. Это предусмотрено, например, ч. 16.1 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Так, федеральные бюджетные учреждения вправе включать в договоры условия об авансовых платежах с учетом требований, введенных постановлениями Правительства РФ № 1803[1], 1496[1] Однако эти документы следует применять с учетом поправок, внесенных в них Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 630[1], которое вступило в силу 11.05.2020.

Например, Постановление Правительства РФ № 1803 было дополнено п. 5(1) и 5(2). Из них следует, что главные распорядители федерального бюджета и подведомственные им получатели при заключении контрактов в 2020 году вправе установить авансовые платежи в размере 50% суммы договора, но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных до них в предусмотренном порядке на указанные цели на соответствующий финансовый год. Исключение составляют случаи, если иные предельные размеры авансовых платежей для таких договоров не утверждены федеральными законами, постановлениями Правительства РФ.

Кроме того, Постановлением Правительства РФ № 630 до 31.12.2020 включительно было приостановлено действие некоторых норм п. 18 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1496, которыми установлены авансовые платежи в размере, не превышающем 30% суммы договора (государственного контракта):

  • о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе о выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности РФ (абз. 2 пп. «а»);

  • о выполнении работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности РФ на сумму, превышающую 600 млн руб., при включении в договор (государственный контракт) условия о последующем авансировании после подтверждения факта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в объеме произведенного авансового платежа (с ограничением общей суммы авансирования не более 70% суммы договора (государственного контракта)) (пп. «б»).

Также приостановлено действие п. 20 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1496, на 2020 год. Теперь в течение этого года получатели средств федерального бюджета могут устанавливать авансовые платежи при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке отдельных товаров, оказании отдельных услуг, включенных в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 16.01.2018 № 21-р.

С учетом перечисленных изменений и в зависимости от предмета договора (контракта) размеры авансовых платежей могут составлять от 50 до 100%. Для наглядности приведем их в таблице.

Размер авансового платежа

Контракты, в которых разрешено указывать лимитированный размер авансового платежа

До 50%

Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, выполнение работ по строительству, реконструкции и капремонту объектов капстроительства госсобственности РФ, а также региональных и муниципальных объектов, финансируемых из федерального бюджета

До 50% с правом последующего авансирования до 70%

Выполнение работ по строительству, реконструкции и капремонту объектов капстроительства госсобственности РФ на сумму, превышающую 600 млн руб., при условии последующего аванс госконтракт после подтверждения факта выполненной работы в объеме произведенного авансового платежа в соответствии с порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным Минфином

От 30 до 80%

Договоры (госконтракты) о выполнении НИОКР, направленные на импортозамещение технологической продукции

От 30 до 90%

Договоры (госконтракты) с казначейским сопровождением авансовых платежей, за исключение договоров на проведение НИОКР

До 100%

Договоры (госконтракты):

  • об оказании услуг связи;

  • о подписке на печатные издания и об их приобретении;

  • об обучении на курсах повышения квалификации, о прохождении профессиональной переподготовки;

  • об участии в научных, методических, научно-практических и иных конференциях;

  • о проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;

  • о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;

  • о приобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом;

  • об осуществлении грузовых перевозок авиационным и железнодорожным транспортом;

  • о приобретении путевок на санаторно-курортное лечение;

  • о проведении мероприятий по тушению пожаров;

  • аренды индивидуального сейфа (банковской ячейки);

  • ОСАГО владельцев транспортных средств;

  • страхования ответственности владельца опасного объекта;

  • о лечении граждан РФ за границей (если заказчик – Минздрав)

К вышеперечисленному необходимо добавить, что согласно ч. 65 ст. 112 Закона № 44-ФЗ[4] установленный договором (контрактом) размер аванса по госконтракту может быть изменен (увеличен или уменьшен) по соглашению сторон, если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19, а также в иных случаях, установленных Правительством РФ, возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Данная поправка действует в течение 2020 года.

Учет авансовых платежей.

По общим правилам для расчетов с контрагентами применяется счет 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам» (п. 254 Инструкции № 157н[5]), который тесно связан со счетом 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам». На данном счете учитываются расчеты по предоставленным учреждением по условиям заключенных договоров (контрактов), соглашений авансовым выплатам (кроме авансов, выданных подотчетным лицам).

Операции по этому счету отражаются в журнале по расчетам с поставщиками и подрядчиками (ф. 0504071). Аналитический бюджетный учет авансов расчетов с поставщиками по выданным авансам ведется в разрезе дебиторов по соответствующим суммам выданных авансов в карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) либо в журнале по расчетам с поставщиками и подрядчиками (ф. 0504071) (п. 205, 206 Инструкции № 157н).

Рассмотрим пример по отражению в учете расчетов по авансовым платежам.

Пример 1

Больница (бюджетное учреждение) заключила договор на поставку медицинских тонометров на сумму 30 000 руб. Поставщику (коммерческой организации) в мае в соответствии с договором была перечислена предоплата в размере 50% от суммы договора. В этом же месяце приборы были поставлены и осуществлен полный расчет с поставщиком. Закупка произведена за счет средств ОМС.

Тонометр является медицинским прибором для измерения давления. Срок его полезного использования составляет более года. Данное обстоятельство позволяет учитывать прибор в составе основных средств. В соответствии с положениями порядков № 85н[6], 209н[7] расходы учреждения на приобретение основных средств отражаются по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг», статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.

Расчеты по аванс госконтракт выплатам в рамках заключенного договора на поставку медицинских приборов учитываются на счете 7 206 31 000 «Расчеты по авансам по приобретению основных средств». Данное имущество принимается к бухгалтерскому учету в составе основных средств по первоначальной (фактической) стоимости и отражается на счете 7 101 34 000 «Машины и оборудование – иное движимое имущество учреждения».

На основании Инструкции № 174н[8] рассмотренные операции будут отражены в учете следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Перечислен поставщику аванс в
размере 50%

(30 000 руб. x 50%)

7 206 31 564

7 201 11 610

Забалансовый счет 18

(КВР 244 / статья 310 КОСГУ)

15 000

Поставлены медицинские приборы

7 106 31 310

7 302 31 734

30 000

Произведен зачет аванса

7 302 31 834

7 206 31 664

15 000

Произведен полный расчет с поставщиком

(118 000 - 35 400) руб.

7 302 31 834

7 201 11 610

Забалансовый счет 18

15 000

Приняты к учету основные средства

7 101 34 310

7 106 31 310

15 000

Пример 2

Бюджетное учреждение здравоохранения заключила договор ОСАГО. Сумма страховой премии составила 6 500 руб. и была перечислена страховщику в полном размере. Расходы произведены за счет субсидии, выделенной на выполнение госзадания.

Расходы бюджетного учреждения на оплату договора ОСАГО отражаются по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» и относятся на подстатью 227 «Страхование» КОСГУ (Письмо Минфина РФ от 24.01.2020 № 02-07-05/4304).

Расчеты со страховщиком по перечисленной предоплате отражаются в учете с использованием счета 4 206 27 565. Принятие к учету расходов по договору ОСАГО – по дебету счета 4 401 50 227.

Отнесение расходов будущих периодов на финансовый результат текущего года отражается на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833) по дебету счета 4 401 20 227 (п. 153, 160 Инструкции № 174н).

На основании Инструкции № 174н данные операции будут отражены в учете следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Перечислен страховщику аванс в
размере 100%

4 206 27 565

4 201 11 610

Забалансовый счет 18

(КВР 244 / подстатья 227 КОСГУ)

6 500

Отражены расходы будущих периодов по договору ОСАГО

4 401 50 227

4 302 27 735

6 500

Произведен зачет аванса

4 302 27 835

4 206 27 665

6 500

Включены в состав расходов текущего года расходы будущих периодов

(6 500 руб. /12 мес.)

4 401 20 227

4 401 50 227

541,67

* * *

Кратко сформулируем основные выводы.

  1. Размер авансового платежа для бюджетных учреждений здравоохранения устанавливается нормативным актом Правительства РФ, правительства субъекта РФ, органов местного самоуправления. По отдельным договорам размеры авансов в 2020 году увеличены до 50%. Кроме того, до конца этого года размер аванса по госконтракту может быть изменен (увеличен или уменьшен) по соглашению сторон, если при его исполнении в связи с распространением коронавируса возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.

  2. Расчеты по авансовым платежам, перечисленным контрагентам, учитываются на счете 0 206 00 000. Аналитический учет расчетов с поставщиками по выданным авансам ведется в разрезе дебиторов и по соответствующим им суммам выданных авансов в карточке бюджетный учет авансов средств и расчетов (ф. 0504051) либо в журнале по расчетам с поставщиками и подрядчиками (ф. 0504071).


[1]Постановление Правительства РФ от 24.12.2019 № 1803 «Об особенностях реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».

[2] Постановление Правительства РФ от 09.12.2017 № 1496 «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета».

[3] «О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2019 г. № 1803 и о приостановлении действия отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

[4] Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в ред. Федерального закона от 24.04.2020 № 124-ФЗ).

[5] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

[6] Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. Приказом Минфина РФ от 06.06.2019 № 85н.

[7] Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н.

[8] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.