29.05.2020

ссылка на статью: бухвести.рф/136262

Организация занимается розничной торговлей в г. Москве. В одном из магазинов уменьшена площадь 23.04.2020. Уведомление об изменении показателей для расчета торгового сбора необходимо подать в налоговую инспекцию в течение пяти рабочих дней. В соответствии с Указами Президента РФ период с 30.03.2020 по 11.05.2020 объявлен нерабочим.
Распространяется ли действие Указов Президента РФ о нерабочих днях, в частности, на отсчет срока подачи уведомления в данном случае?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
На сегодняшний день достаточно определенно о переносе установленных НК РФ сроков, в том числе сроков представления уведомлений по торговому сбору, приходящихся на период с 30 марта по 8 мая 2020 года, можно говорить лишь применительно к организациям (ИП), деятельность которых в указанный период была однозначно ограничена (приостановлена).

Обоснование позиции:
Плательщик торгового сбора обязан уведомить налоговый орган о прекращении использования объекта осуществления торговли, а также о каждом изменении показателей объекта осуществления торговли, которое влечет за собой изменение суммы сбора, не позднее пяти дней со дня соответствующего изменения или прекращения торговли (п. 2 ст. 416 НК РФ).
Согласно п.п. 6 и п. 7 ст. 6.1 НК РФ (в редакции Федерального закона от 01.04.2020 N 102-ФЗ) срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ или актом Президента РФ выходным, нерабочим праздничным и (или) нерабочим днем. В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ или актом Президента РФ выходным, нерабочим праздничным и (или) нерабочим днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) Указами Президента РФ N 206 от 25.03.2020, N 239 от 02.04.2020 и N 294 от 28.04.2020 (далее - Указ N 206, Указ N 239, Указ N 294, соответственно) дни с 30 марта по 30 апреля 2020 г. включительно и с 6 мая по 8 мая 2020 года включительно установлены как нерабочие с сохранением за работниками заработной платы. Постановлением Правительства России от 10.07.2019 N 875 "О переносе выходных дней в 2020 году" предусмотрен перенос выходных дней с воскресенья 5 января на вторник 5 мая.
Соответственно, по общему правилу срок представления уведомления об изменении показателей объекта осуществления торговли, приходящийся на указанные нерабочие и выходные дни, переносится на первый рабочий день - на 12 мая 2020 года.
Стоит заметить, что порядок исчисления сроков, установленный ст. 6.1 НК РФ, не обусловлен индивидуальным режимом работы конкретного лица (например, налогоплательщика, налогового агента, налогового органа). В то же время существуют официальные разъяснения контролирующих органов, из которых следует, что продление сроков с учетом объявленных Президентом нерабочих дней неприменимо к лицам, указанным в п. 2 Указа N 206, п. 4 Указа N 239 и п. 3 Указа N 294, на которых режим нерабочих дней не распространяется. Смотрите письма Минфина России от 31.03.2020 N 03-02-07/2/25589, ФНС России от 01.04.2020 N СД-4-3/5547@. Данные разъяснения давались в связи с Указом N 206 и касаемо сроков представления налоговых деклараций (расчетов). Относительно нерабочих дней по Указу N 239 и Указу N 294 подобные разъяснения отсутствуют. Тем не менее наличие данной позиции влечет за собой риски, связанные с переносом установленных НК РФ сроков для организаций (или ИП), на которых действие Указа N 206, Указа N 239 и Указа N 294 не распространяется.
Таким образом, на сегодняшний день достаточно определенно о переносе установленных НК РФ сроков, в том числе сроков представления уведомлений по торговому сбору, приходящихся на период с 30 марта по 8 мая 2020 года, можно говорить лишь применительно к организациям (ИП), деятельность которых в указанный период была однозначно ограничена (приостановлена). По нашему мнению, наибольшая неопределенность возникает в отношении организаций (ИП), не относящихся к числу исключений, но деятельность которых Указами Президента и решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ прямо не запрещена (пп. "б" п. 2 Указа N 239, смотрите также Региональные акты).
Разъяснения уполномоченных органов об исполнении обязанности по представлению уведомления об изменении показателей объекта осуществления торговли в период пандемии отсутствуют. В связи с этим дополнительно напоминаем о праве налогового агента на обращение за письменными разъяснениями, в том числе по порядку заполнения расчета 6-НДФЛ, в налоговый орган (пп. 1 п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 24, пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Ответ прошел контроль качества

13 мая 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.