28.05.2020

ссылка на статью: бухвести.рф/136215

Во время ежегодного основного оплачиваемого отпуска работник получил листок временной нетрудоспособности с кодом 03 в связи с карантином (прибыл из страны с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой).
Обязан ли работодатель на это время продлить его отпуск?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Листок нетрудоспособности, выданный сотруднику с кодом 03 (карантин), является основанием для продления или переноса отпуска на количество дней, совпавших с ежегодным оплачиваемым отпуском.

Обоснование вывода:
Отметим, что ранее специалисты Роструда указывали на необходимость продления отпуска в случае его совпадения с периодом временной нетрудоспособности, вызванной в том числе и карантином (смотрите ответ 1, ответ 2, ответ 3, ответ 4, ответ 5 на портале "Онлайнинспекция.РФ"). Однако после выхода письма Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Минтруда России от 09.04.2020 N 14-2/В-393*(1) инспекторы изменили свою позицию, полагая, что временная нетрудоспособность в связи с карантином не является основанием для продления или перенесения отпуска (смотрите ответ 6, ответ 7 на портале "Онлайнинспекция.РФ").
Мы же придерживаемся иной точки зрения, объясним почему.
Согласно части первой ст. 124 ТК РФ ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника, в случаях временной нетрудоспособности работника.
При этом трудовое законодательство не раскрывает понятие "временная нетрудоспособность работника" в целях применения положений ст. 124 ТК РФ, и некоторые специалисты трактуют его исключительно как заболевание или травму работника. На наш взгляд, за определением того, что такое временная нетрудоспособность работника, следует обратиться к нормам Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 5 Закона N 255-ФЗ к случаям временной нетрудоспособности застрахованного лица относятся не только случаи утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы (пп. 1 ч. 1), но и случаи карантина застрахованного лица (пп. 3 ч. 1).
Из положений Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н (далее - Порядок), следует, что временная нетрудоспособность работника подтверждается листком нетрудоспособности.
В общем случае порядок выдачи листка нетрудоспособности при карантине урегулирован разделом VI Порядка. Он устанавливает, что листок нетрудоспособности выдается врачом-инфекционистом, а в случае его отсутствия - лечащим врачом.
С 20.03.2020 действуют Временные правила оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина, утвержденные постановлением Правительства РФ от 18.03.2020 N 294 (п. 2). Названные правила распространяются на застрахованных лиц, прибывших в РФ с территории стран, где зарегистрированы случаи заболевания новой коронавирусной инфекцией (2019-nCoV), а также на проживающих совместно с ними застрахованных лиц (п. 1 Временных правил). Выплата пособия таким гражданам будет производиться на основании электронного листка нетрудоспособности, размещенного в системе ФСС России (п. 3 Временных правил).
При этом ни Порядок, ни Временные правила не содержат положений, согласно которым листок нетрудоспособности при карантине не выдается в случае пребывания работника в ежегодном оплачиваемом отпуске (например, как выдача листка нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи (п. 40 Порядка)).
Таким образом, случаи карантина относятся к случаям временной нетрудоспособности. У работодателя нет оснований не принимать листок трудоспособности или считать его выданным с нарушением Порядка. Следовательно, листок нетрудоспособности, выданный с кодом 03 (карантин), является основанием для продления или переноса отпуска на количество дней, совпавших с ежегодным оплачиваемым отпуском.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллер Оксана

Ответ прошел контроль качества

15 мая 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Отметим, что консультации и письма, разъясняющие позиции министерств и ведомств по тому или иному вопросу, входящему в его компетенцию, являются рекомендательными и не относятся к нормативно-правовым актам.