Автор: Сенин Н. К., эксперт журнала

Журнал "Бухгалтер Крыма: учет в сельском хозяйстве" № 2/2020

Как применяется льгота по земельному налогу участником СЭЗ и подтверждается право на нее?

Применение льготы по земельному налогу.

В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Согласно пп. 12 п. 1 ст. 395 НК РФ от уплаты земельного налога освобождаются организации – участники свободной экономической зоны – в отношении земельных участков, расположенных на территории СЭЗ и используемых в целях выполнения договора об осуществлении деятельности в СЭЗ, сроком на три года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок.

Если земельные участки, расположенные на территории СЭЗ и используемые в целях выполнения договора об осуществлении деятельности в СЭЗ, принадлежат организации на праве постоянного (бессрочного) пользования, то в отношении такой организации не может применяться положение п. 12 ст. 395 НК РФ, и она должна уплачивать земельный налог на общих основаниях (Письмо Минфина России от 11.05.2017 № 03-05-0-02/28345).

Обратите внимание:

В случае расторжения договора об условиях деятельности в СЭЗ по решению суда сумма налога подлежит исчислению и уплате в бюджет.

Исчисление налога производится без учета применения льготы, предусмотренной пп. 12 п. 1 ст. 395 НК РФ, за весь период реализации инвестиционного проекта в СЭЗ.

Исчисленная сумма налога подлежит уплате по истечении отчетного или налогового периода, в котором был расторгнут договор об условиях деятельности в СЭЗ, не позднее сроков, установленных для уплаты авансовых платежей по налогу за отчетный период или налога за налоговый период.

Право на применение данной льготы прекращается с 1‑го числа календарного месяца, следующего за месяцем исключения из единого реестра участника свободной экономической зоны (Письмо Минфина России от 27.06.2016 № 03‑05‑04‑01/37316, доведенное до территориальных налоговых органов Письмом ФНС России от 08.07.2016 № БС-4-11/12244@).

В случае несвоевременного исполнения обязанности по уплате суммы налога, исчисленной за весь период реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, задолженность по налогу, на которую начисляется пеня, возникает по истечении отчетного или налогового периода, в котором был расторгнут договор об условиях деятельности в СЭЗ, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты авансовых платежей по налогу за отчетный период или налога за налоговый период (Письмо Минфина России от 24.01.2020 № 03‑05‑04‑01/4025).

Минфин считает, что если право собственности на земельный участок, расположенный на территории СЭЗ и используемый в целях выполнения договора об осуществлении деятельности в СЭЗ, возникло у организации за период более трех лет до включения этой организации в единый реестр участников СЭЗ, то в отношении такой организации не может применяться положение пп. 12 п. 1 ст. 395 НК РФ (см. Письмо Минфина России от 16.12.2019 № 03‑05‑05‑02/98176[1]).

Формальное прочтение данной нормы действительно влечет именно такой вывод.

Чиновники напоминают также: п. 2 ст. 395 НК РФ установлено, что в случае, если в период применения налоговых льгот, преду­смотренных пп. 9, 11 и 12[2] п. 1 ст. 395 НК РФ, осуществлены раздел или объединение земельных участков, в отношении образованных в результате раздела или объединения земельных участков, налоговые льготы сэз, указанные в названных подпунктах, не применяются.

Подтверждение права на льготу.

В соответствии с п. 19 ст. 13 Федерального закона от 29.11.2014 № 377‑ФЗ участником СЭЗ признается лицо, включенное в единый реестр таких участников, с момента совершения записи в реестре.

При этом свидетельство о включении в единый реестр участников СЭЗ подтверждает право лица на использование налоговых льгот, однако не содержит достаточной информации об объектах, предполагаемых к использованию в рамках реализации инвестиционного проекта на территории СЭЗ, льготируемых видах деятельности, осуществляемой налогоплательщиком (Письмо ФНС России от 28.03.2017 № ЕД-4-15/5708@).

На основании п. 2 ст. 13 указанного закона участник СЭЗ представляет в высший исполнительный орган государственной власти Республики Крым или высший исполнительный орган государственной власти города федерального значения Севастополя инвестиционную декларацию в соответствии с формой, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 18.11.2015 № 856.

В ней указываются в том числе виды деятельности, осуществляемые в рамках реализации инвестиционного проекта, общий объем капитальных вложений, планируемый в рамках инвестиционного проекта, предусматривающий, в частности, объем капитальных вложений в первые три года с даты заключения договора об условиях деятельности в СЭЗ, а также перечень объектов, предполагаемых к использованию в ходе осуществления деятельности в рамках реализации инвестиционного проекта.

Пунктом 1 ст. 56 НК РФ определено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Согласно п. 6 ст. 88 НК РФ при проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы СЭЗ, документы, подтверждающие право на эти льготы.

Конкретный перечень документов, истребуемых в рамках камеральной проверки, в частности документов, подтверждающих право на те или иные налоговые льготы, НК РФ не установлен. В отношении льгота по земельному налогу крым для участника СЭЗ такими документами, по сути, могут выступать любые документы, из которых следует, что имеющиеся у организации объекты действительно используются для осуществления деятельности в рамках реализации инвестиционного проекта, в том числе инвестиционная декларация.


[1] См. также Письмо Минфина России от 12.05.2017 № 03‑05‑05‑02/28641.

[2] То есть имеется в виду в том числе льгота, установленная для участников СЭЗ.