ООО "Небо"

С 1 марта в России начинается обязательная маркировка обуви. Но на прошлой неделе вышло исследование НИФИ, которое показывает, что это не очень хорошая затея для экономики России. Рассказываем, что принесет российскому бизнесу маркировка.

Что было в исследование НИФИ?

НИФИ — это Центр отраслевой экономики ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт» Министерства финансов Российской Федерации.

Аналитическая работа называется «Влияние тотального цифрового маркирования на российский рынок товаров народного потребления». Выполнена она по заказу Ассоциации производителей фирменных торговых марок «РУСБРЕНД».На сайте было подчеркнуто, что исследование не является мнением Минфина. Файл был на портале пару дней, а потом исчез. Но мы сохранили документ и его можно скачать здесь.

Основные выводы исследования:

  • Маркировка создана для принудительного обеления рынка. Фискальные риски не уменьшаются;

  • Белый бизнес понесет дополнительные затраты и административную нагрузку;

  • Выгоды от обеления рынка не очевидны;

  • Контроль за бизнесом возрастает: появляется маркировка, но старые методы контроля не исчезают;

  • Единый рынок ЕАЭС не развивается из-за разных темпов развития;

  • Рост цен и снижение спроса на товары народного потребления;

  • Развитие рынка в пользу крупных игроков.

Положительные тенденции:

  • Потребители получат достоверную информацию о товаре;

  • Государство выявит нелегальных производителей и рынки;

  • Производители расширят рынок там, где сильны производители контрафакта.

В исследовании также приводятся цифры:

  • 1,5 трлн рублей будет тратить бизнес в год при тотальной маркировке товаров народного потребления.

  • 39 тысяч предприятий столкнуться с экономическими трудностями;

  • 5,4 % составит рост цен на продовольственных и непродовольственных рынках.

Почему так происходит?

Маркировка товаров в России происходит без учета опыта других стран. Тотальная маркировка, по сути, проводится в двух странах: России и Белоруссии. В остальных она касается только некоторых товаров:

И в основном это продукция, которая влияет на жизнь потребителей. Речь про алкоголь, табак, лекарства. Понятно, что если человек выпьет контрафактный виски, то есть вероятность смерти. То же самое с поддельными лекарствами. Но одежда и обувь вряд ли принесут урон здоровью. Нужна ли маркировка для них?

Опыт других стран показывает, что от инициативы нет экономического эффекта. Так происходит из-за больших затрат государства и бизнеса на оборудование и технические процессы. В итоге страдает малый бизнес, который часто не тянет расходов и его доля в ВВП уменьшается. Контрафакта, конечно, становится меньше, но качество товаров не растет. 

Германия, США, Франция проводят эксперименты с маркировкой на локальных рынках и территориях, чтобы изучить эффект. Китай пытался несколько раз ввести маркировку товаров, но в 2016 отказался от этой идеи. Конечно же, в этих странах есть сертификация качества, а также частная и добровольная маркировка. Кстати, в России тоже есть сертификация качества.

Настораживает и техническая сторона. Недавно представители Ассоциации развития технологий маркировки и прослеживаемости «Альянс Форта» написали письмо Министру промышленности и торговли Денису Мантурову. В нем написано, что «Честный знак» пока просто не готов к маркировке.

В письме указывается, что предприниматели не могут вносить коды товаров из стран, которые не входят в ЕАЭС. Или не могут получить коды для маркировки товаров, которые описаны в каталоге другим участником оборота. Нет возможности возвращать товары, потому что код выбыл и заново его прочитать нельзя. И еще почти десяток других проблем.

Сами предприниматели в чатах жалуются, что Честный знак практически не справляется с нагрузкой. Скорость 1 запрос в секунду — это катастрофически мало. Представляете, что ждет хозяина склада с обувью, где тысячи пар кроссовок? И ведь это не самый крупный масштаб.

Похожая ситуация была на рынке тендеров. Когда государство решило перевести закупки в электронный вид, то участники рынка забили тревогу, что это технически невозможно. В правительстве прислушались, и перенесли сроки ввода новых правил. Возможно, подобное будет и с маркировкой обуви.

Что делать бизнесу?

Готовиться к тотальной маркировке и пересматривать свою бизнес-модель. Придется внимательно посмотреть на систему налогообложения и найти подходящий вариант для себя. Хорошо, что предпринимателям разрешили вести совмещенный учет: маркированные товары продавать по УСН, а для остальных оставить ЕНВД.