Автор: Чагин К.Г., консультант по социальной политике Института экономики города (Москва)

Журнал "Руководитель бюджетной организации" № 2/2020

Бюджетное учреждение имеет неисправный автомобиль, эксплуатация которого невозможна. При этом оно платит за этот автомобиль транспортный налог за счет средств субсидии, предоставленной на выполнение государственного задания. Само задание выполняется учреждением в полном объеме. Является ли такое расходование средств нарушением? Если да, то какая за него предусмотрена ответственность?

Отвечая на заданный вопрос, сначала отметим, что в соответствии с федеральным законодательством о некоммерческих организациях и бюджетным законодательством порядок финансового обеспечения выполнения государственного или муниципального задания устанавливается на уровне конкретного учредителя. В этих правилах вопрос о допустимости включения в состав субсидии затрат на содержание неиспользуемого учреждением имущества может решаться по-разному, но чаще всего учредитель уже не включает такие затраты в состав субсидии – например, в отношении федеральных учреждений от учета этих затрат отказались с 2019 года. Тем не менее, если неиспользуемое имущество все равно имеется, то учреждение может направлять на его содержание средства субсидии при наличии какой-то экономии.

Один из случаев неэффективного использования бюджетных средств – это ситуация, когда заданный результат (например, выполнение госзадания) достигается с излишними затратами.

Однако даже исходя из здравого смысла очевидно, что затраты на имущество, которое никак не может быть использовано в деятельности учреждения, являются неэффективными. В действующем законодательстве понятие «неэффективное использование бюджетных средств» отдельно не определено. Но если идти от обратного, а именно от присутствующего в бюджетном законодательстве принципа эффективности использования бюджетных средств, можно сделать вывод, что один из примеров неэффективного использования бюджетных средств – это ситуация, когда заданный результат (в данном случае - выполнение государственного задания в полном объеме) достигается с излишними затратами (в данном случае – затраты на уплату транспортного налога за автомобиль, который стоит «мертвым грузом»). Об этом прямо свидетельствует и судебная практика (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2019 № 18АП-14041/2019, 18АП-14315/2019 по делу № А76-6432/2019). Решением проблемы является либо своевременный ремонт неиспользуемого имущества, либо его списание, либо передача учредителю (собственнику) в казну. Отметим, что орган по управлению имуществом не может отказаться принимать в казну объект имущества, если учреждение-балансодержатель не использует и не планирует его использовать.

Ответственность за неэффективное использование учреждением бюджетных средств в настоящее время в нормативных правовых актах не установлена, однако, по результатам проверки контролирующие органы имеют право направить учреждению предписание, в котором может быть указано требование возместить ущерб бюджету, рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности или принять другие меры.