Автор: Сухов А. Б., эксперт журнала

Журнал "Бухгалтер Крыма" № 2/2020

В последнее время у представителей такой непростой профессии, как бухгалтер, появляется все больше поводов беспокоиться о том, что придется внезапно понести расходы при возмещении убытков, возникших не по их вине.

На слуху все больше случаев, когда по прошествии множества лет после того, как главбух уволился с некоего предприятия, его заставляют оплатить долги этого предприятия – оно признается банкротом, а арбитражные управляющие с усердием, достойным лучшего применения, привлекают всех, кто попадет в поле их зрения, к субсидиарной ответственности по долгам[1]. К сожалению, такие действия в отношении главных бухгалтеров находят естественными и судьи, совершенно не принимая в расчет то, кто на самом деле является выгодоприобретателем при доведении предприятия до банкротства.

В данной статье мы рассмотрим еще одну ситуацию поддержанного судом взыскания с главного бухгалтера убытков, связанных с деятельностью компании. Правда, речь пойдет о вполне действующих предприятиях.

В настоящее время назначение выездной проверки какого-либо предприятия с большой долей вероятности означает, что оно будет привлечено к ответственности по результатам этой проверки: налоговики стараются «оправдать» ее, отыскав любые ошибки в сфере уплаты налогов. А для главного бухгалтера ситуация может усугубиться личной ответственностью за результаты этой проверки. И даже не обязательно речь идет об ответственности перед руководством предприятия – начальство, скорее всего, станет оценивать фактическую вину, реальную возможность главбуха повлиять на результаты деятельности предприятия. Важнее, что у главного бухгалтера возникает ответственность перед государством. А его представители менее склонны вникать в реальную степень ответственности главного бухгалтера как должностного лица.

Итак, при произведенных в отношении предприятия доначислениях, как правило, дополнительно к административной ответственности привлекается главный бухгалтер.

Согласно ч. 1 ст. 15.11 КоАП РФ грубое нарушение требований к бухучету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности[2], влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 5 000 до 10 000 руб. Повторное совершение данного административного нарушения главного бухгалтера влечет для должностных лиц штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет (ч. 2 указанной статьи).

К сведению:

Из пункта 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ следует, что повторным совершением однородного административного правонарушения признается совершение такого же нарушения главного бухгалтера в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения.

Статья 4.6, в свою очередь, предусматривает, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения этого постановления.

В примечании 1 к ст. 15.11 КоАП РФ разъяснено, что под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности[3], понимается:

  • занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 % вследствие искажения данных бухгалтерского учета;

  • искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 %;

  • регистрация в регистрах бухучета мнимого объекта (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта (в редакции до 09.06.2019 – регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета);

  • ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухучета;

  • составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухучета;

  • отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухучета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности обязательно) в течение установленных сроков хранения таких документов.

По Постановлению ВС РФ от 18.09.2019 № 80-АД19-9 можно увидеть, как ст. 15.11 КоАП РФ используется против главных бухгалтеров налоговиками и примкнувшими к ним судьями.

По результатам выездной проверки налоговики обнаружили искажение данных бухгалтерского учета на расчетных счетах 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», повлекшее занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 %, размер не уплаченного организацией НДС за означенный период вследствие искажения данных составил 10,58 % суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.

Суд пришел к выводу, что виноват в этом нарушении главный бухгалтер организации как должностное лицо. При этом арбитры не стали анализировать замечание главного бухгалтера об отсутствии в ее действиях вины и о том, что требования к ведению бухучета и представлению бухгалтерской отчетности ею выполнены, первичные документы отражены в бухучете правильно, однако бухгалтер не имела возможности установить, что они не отражали действительное содержание совершенных хозяйственных операций.

А ведь названные обстоятельства должны были исключить вину главного бухгалтера. Согласно ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не отвечают за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.

Более того, Федеральным законом № 113-ФЗ в ст. 15.11 КоАП РФ введено примечание 1.1, вступившее в силу с 09.06.2019. Согласно ему предусмотренная ст. 15.11 КоАП РФ административная ответственность за искажение показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности не применяется к лицу, на которое возложено ведение бухучета, и лицу, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухучета, в случае, если такое искажение допущено в результате несоответствия составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни и (или) непередачи либо несвоевременной передачи первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета.

Обратите внимание:

Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность главного бухгалтера за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено (ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ).

Все это суд не стал принимать во внимание, полностью возложив ответственность главного бухгалтера за несоответствия составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.

Остается только гадать, в каком случае реально будет работать новое примечание 1.1 к ст. 15.11 КоАП РФ, если за такое нарушение главный бухгалтер будет привлекаться без рассмотрения его реальной вины.

Обратите внимание:

Согласно примечанию 2 к ст. 15.1 КоАП РФ должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные этой статьей, в следующих случаях:

  • представление уточненной налоговой декларации (расчета) и уплата на основании такой налоговой декларации (расчета) неуплаченной суммы налога (сбора) вследствие искажения данных бухгалтерского учета, а также уплата соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных ст. 81 НК РФ;

  • исправление ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской (финансовой) отчетности) до утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности в установленном законодательством РФ порядке.

То есть в ситуации, подобной рассматриваемой, главный бухгалтер может избежать административной ответственности, если предпримет указанные действия. Но для этого он не всегда имеет достаточно прав, ведь уплата налогов (сборов) и пени находится в компетенции руководителя. Кроме того, имеет значение финансовое состояние предприятие, наличие средств на его счету.


[1] И неудивительно, ведь согласно ст. 20.6 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражный управляющий, помимо фиксированного вознаграждения, получает еще и проценты от суммы, взысканной с лиц, привлеченных к субсидиарной ответственности.

[2] С 09.06.2019 – за исключением случаев, предусмотренных ст. 15.15.6 КоАП РФ, то есть связанных с нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности (Федеральный закон от 29.05.2019 № 113-ФЗ).

[3] С 09.06.2019 – за исключением случаев, предусмотренных ст. 15.15.6 КоАП РФ.