15.01.2020

ссылка на статью: бухвести.рф/131958

В организации в рамках проведения международного фестиваля будет проводиться конкурс технологических проектов среди команд-участников. По итогам конкурса предполагаются выплаты победителям конкурса в виде грантов. Выплаты будут производиться на основании грантовых соглашений, согласно которым предусматриваются проведение научных работ по определенной тематике и обязательное представление результата исследования. Спонсорские средства, поступающие от коммерческих организаций, используются на проведение конкурсов и на призовой фонд. Несмотря на то, что в конкурсе участвуют университетские команды, получать грант будет какое-либо физическое лицо. Грантовое соглашение предусматривает выполнение определенного задания.
Облагаются ли данные выплаты НДФЛ и страховыми взносами?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
У организации при фактической выплате доходов физлицам - победителям конкурса технологических проектов в виде грантов возникнет обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ.
При предоставлении физлицам - победителям конкурса денежных средств согласно грантовому соглашению организации безопаснее будет произвести начисление страховых взносов на сумму такой выплаты.

Обоснование позиции:
Действующие нормативные правовые акты не содержат универсального определения понятия гранта*(1).
Как правило, под грантами понимаются денежные средства, которые предоставляются:
- по итогам проведения конкурсных процедур (с применением иных специальных механизмов отбора грантополучателей);
- на основании соглашения, договора или иного документа, который определяет цель (цели) и условия предоставления гранта;
- безвозмездно и безвозвратно;
- с условием предоставления отчетности по итогам расходования средств гранта, а в отдельных случаях и по отдельным этапам реализации соответствующего проекта.

НДФЛ

В соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ плательщиками НДФЛ признаются, в частности, физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ.
Согласно ст. 209 НК РФ объектом налогообложения НДФЛ для указанных лиц признается доход, полученный ими от источников как в РФ, так и за ее пределами.
На основании п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.
Перечень доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), установлен ст. 217 НК РФ.
Согласно п. 6 ст. 217 НК РФ освобождаются от обложения НДФЛ суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации международными, иностранными и (или) российскими организациями по перечням таких организаций, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
При этом речь идет только о тех грантах, которые предоставляются:
1) международными и иностранными организациями, поименованными в Перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28.06.2008 N 485;
2) российскими организациями, поименованными в Перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 15.07.2009 N 602 (письма Минфина России от 16.07.2018 N 03-04-06/49533, от 26.04.2018 N 03-04-05/28601, от 07.03.2018 N 03-04-05/14530, от 20.06.2017 N 03-04-05/38259, от 16.11.2016 N 03-04-06/67324).
Если в рассматриваемой ситуации суммы, получаемые физлицами в виде грантов, предоставлены из иных источников, не поименованных в указанных выше перечнях, к ним не должно применяться освобождение, предусмотренное п. 6 ст. 217 НК РФ*(2).
Соответственно, в этом случае у организации при фактической выплате доходов физлицам - победителям конкурса технологических проектов в виде грантов возникнет обязанность, установленная ст. 226 НК РФ, по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ.

Страховые взносы

Объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ), в частности в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг (пп. 1 п. 1 ст. 419, п. 1 ст. 420 НК РФ). Выплаты, не подлежащие обложению страховыми взносами, определены в ст. 422 НК РФ, однако гранты в ней не упомянуты.
На основании этого специалисты Минфина России делают следующий вывод (письма от 16.07.2018 N 03-04-06/49533, от 06.07.2018 N 03-15-06/47190, от 02.03.2018 N 03-15-07/13341, от 16.11.2017 N 02-06-05/75687, от 18.10.2017 N 03-15-05/67988, от 21.09.2017 N 03-15-05/61127, от 24.08.2017 N 03-15-06/54477, от 09.08.2017 N 03-15-05/51022, от 27.06.2017 N 03-15-06/40468, от 05.04.2017 N 03-15-06/20178)*(3):
- если организация производит выплаты физическим лицам, которые состоят с ней в трудовых отношениях, то суммы таких выплат подлежат обложению страховыми взносами независимо от источника их финансирования, в том числе за счет средств гранта*(4);
- если выплаты за счет средств гранта производятся грантодателем в пользу грантополучателя - физического лица, которое не состоит в трудовых отношениях и не заключило гражданско-правовой договор на выполнение работ, оказание услуг с грантодателем, то такие выплаты объектом обложения страховыми взносами не признаются.
В рассматриваемой ситуации физическое лицо, получающее вознаграждение, не является работником организации и формально не заключило с последним гражданско-правовой договор на выполнение работ, оказание услуг.
Однако Минфин России в своих разъяснениях делает выводы исходя из того, что грантополучатель при выполнении научного проекта фактически выполняет работы (оказывает услуги) для грантодателя в рамках гражданско-правового договора*(5), а выплаты по такому договору признаются объектом обложения страховыми взносами в силу пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ.
Если допустить, что грантополучатель действует в рамках трехстороннего договора и вследствие этого при выполнении научного проекта не выполняет работы (не оказывает услуги) конкретно для образовательного учреждения, поскольку последнее выполняет лишь функцию перенаправления (перевода) грантополучателю суммы гранта, то в подобном случае обязанности по начислению взносов согласно нормам главы 34 НК РФ у образовательного учреждения не возникает. Но и в таком случае с учетом многочисленных разъяснений Минфина России и наличия судебных споров образовательному учреждению следовало бы решить, готово ли оно отстаивать свое право в суде, не облагая страховыми взносами выплаты физлицам в виде средств гранта.
Однако, как мы поняли из рассматриваемой ситуации, в данном случае научные работы по определенной тематике выполняются физлицом не вследствие заключения трехстороннего соглашения, а по заданию самого образовательного учреждения.
В последнем случае безопасным для организации вариантом с точки зрения возможных рисков (а также предпочтительным с точки зрения интересов будущего пенсионного обеспечения физического лица) будет начисление страховых взносов при предоставлении физлицу денежных средств согласно грантовому соглашению.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: Работники института получают гранты Российского фонда развития инициатив (РФРИ, далее - фонд) для выполнения научных проектов. По договору денежные средства перечисляются фондом на счет института и по распоряжению получателя гранта "транзитом" перечисляются ему. Договора с физическими лицами нет. Договор на предоставление гранта трехсторонний. Облагаются ли страховыми взносами выплаты средств от РФРИ на реализацию проекта на личное потребление (комплекса трудозатрат) при выполнении проекта членами научного коллектива - физическими лицами? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2018 г.)
- Гранты: порядок обложения НДФЛ, страховыми взносами (С.В. Тяпухин, журнал "Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2018 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

Ответ прошел контроль качества

28 июня 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

------------------------------------------------------------------------
*(1) Как и не раскрывают положения Бюджетного кодекса Российской Федерации содержание понятий "субсидия", "грант", "субсидия в форме гранта". Определение понятия "грант" содержится в Федеральном законе от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", однако оно может использоваться только в целях применения положений данного закона.
Также в ст. 15 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" предусмотрена возможность выделения носящих целевой характер благотворительных грантов, предоставляемых гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме, за счет которых в том числе формируется имущество благотворительной организации.
Упоминание о государственном гранте содержится также в Федеральном законе от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", который рассматривает грант как разновидность государственной поддержки в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам.
*(2) В рассматриваемой ситуации также не применяется освобождение от НДФЛ доходов, поименованных в п. 6.1 ст. 217 НК РФ. Так, 1 января 2018 года не подлежат налогообложению по НДФЛ (освобождаются от налогообложения) доходы, полученные налогоплательщиком в виде грантов, премий и призов в денежной и (или) натуральной формах по результатам участия в соревнованиях, конкурсах, иных мероприятиях, предоставленных некоммерческими организациями за счет грантов Президента Российской Федерации в соответствии с условиями договоров о предоставлении указанных грантов таким некоммерческим организациям (пп. "в" п. 2 ст. 1, ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 23.04.2018 N 98-ФЗ).
*(3) Ранее, до 1 января 2017 года, аналогичное мнение высказывали ведомства, наделенные правом издавать разъяснения по вопросам уплаты страховых взносов в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ (письма Минтруда России от 01.06.2016 N 17-3/В-232, ПФР N НП-30-26/9660, ФСС РФ N 17-03-10/08-2786П от 29.07.2014 "Об обзоре ответов на вопросы плательщиков страховых взносов").
Однако суды с этой позицией не согласны. Рассматривая споры об обложении выплат за счет средств гранта страховыми взносами, суды приходят к выводу, что денежные средства гранта не связаны с исполнением работниками трудовых обязанностей, не являются компенсирующими или стимулирующими, не носят обязательного характера, не зависят от результатов труда работников института и не включены в систему оплаты труда, их получение работником не предполагает выполнение с его стороны каких-либо работ или услуг для работодателя, поскольку из трехсторонних договоров усматривается, что гранты выделены на проведение исследований в научных общественно полезных целях. Предоставление выплат в виде грантов в пользу физических лиц не предусмотрено трудовым договором между работодателем и сотрудником, и выплачивается не в рамках трудовых отношений, не являются оплатой труда (вознаграждением за труд) работников, как она определена статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации. Смотрите, например:
- постановление АС Уральского округа от 01.11.2018 по делу N А47-2236/2018 (определением Верховного Суда РФ от 26.02.2019 N 309-ЭС19-73 отказано в передаче в Судебную коллегию Верховного Суда РФ);
- постановление Восемнадцатого АСС от 28.06.2018 N 18АП-7632/18).
*(4) К аналогичным выводам финансовое ведомство приходит и в отношении случаев заключения трехстороннего договора (соглашения), когда получателем гранта является не сама организация госсектора, а физическое лицо (письма Минфина России от 22.03.2019 N 03-15-05/19371, от 06.02.2019 N 03-15-06/6882, от 16.07.2018 N 03-04-06/49533). При этом в письме Минфина России от 24.07.2018 N 03-15-06/51708 отмечено, что страховые взносы могут уплачиваться за счет средств гранта. Однако в других письмах Минфина России сказано, что уплата страховых взносов с выплат за счет средств гранта не может осуществляться за счет средств физических лиц, получивших указанные выплаты (письма Минфина России от 22.03.2019 N 03-15-05/19371, от 06.02.2019 N 03-15-06/6882, от 06.02.2019 N 03-15-06/6882, от 05.09.2018 N 03-15-05/63535, от 20.07.2018 N 03-15-05/51150, от 02.04.2018 N 03-15-05/20786).
*(5) При оформлении отношений в рамках гражданско-правового договора на них распространяется норма абзаца восьмого пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ, в соответствии с которой не подлежат обложению страховыми взносами компенсационные выплаты, связанные с расходами физлица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по таким договорам (смотрите, например, письмо Минфина России от 21.08.2017 N 03-15-06/53442).